Зимняя сказка на все времена
Для многих из нас «Щелкунчик» – непременная составляющая зимних праздников, и кажется, так было всегда. Однако путь хореографов к постижению музыки П. И. Чайковского и сказки Э.-Т.-А. Гофмана был непростым.
Идея воплотить в балете немецкую сказку «Щелкунчик и мышиный король» впервые пришла в голову директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому. Он предполагал, что создание нового спектакля пойдёт по уже выработанной схеме работы двух гениев – Мариуса Петипа и Петра Ильича Чайковского. Хореограф должен был написать либретто и режиссёрско-балетмейстерский план, а также дать чёткие указания композитору относительно музыки: так уже была создана блестящая «Спящая красавица».
Впрочем, на этот раз план не сработал. Сначала «не легла» на русский балет немецкая сказка: Петипа создал либретто на основе переложения текста Гофмана Дюма-отцом. Затем хореограф отказался ставить балет, сославшись на болезнь, и спектакль оказался в руках Льва Иванова, второго балетмейстера Мариинского театра. Нелегко давалась работа и композитору: Чайковский мучительно искал решение, которое бы позволило соединить сложную симфоническую музыку и довольно простое либретто, лишённое серьёзной драматургии. В итоге премьера балета, состоявшаяся в Мариинском театре 6 декабря 1892 года, была холодно принята и публикой, и критикой.
Первой по-настоящему популярной версией «Щелкунчика» в Ленинграде стала постановка Василия Вайнонена, осуществлённая им в 1934 году. Хореографу удалось создать идеальный спектакль, понятный и детям, и взрослым.
Спектакль Вайнонена – это не только история борьбы добра и зла, но и яркий рассказ о детстве и взрослении. Отходя от мрачной образности истории Гофмана, все события балета Вайнонен стремился представить так, как если бы они были увидены глазами Маши: эпизоды второго и третьего актов – это сновидение ребёнка, отражающие впечатления от новогоднего праздника. Сон повторяет явь, расцвечивая её всеми красками детской фантазии. Именно поэтому у Вайнонена мир реальный и фантастический чётко разграничены: в этом ему помогает и музыка Чайковского, такая разная в реальной и сказочных картинах балета.
Создавая своего «Щелкунчика», Вайнонен черпал вдохновение в творчестве классиков хореографии: так, например, куклы в первом акте были подсказаны Балериной и Арапом из фокинского «Петрушки», Паяц – героями «Карнавала», а вальс снежинок – роскошными кордебалетными танцами в постановках Мариуса Петипа. И именно верность наследию русского балета сделали постановку «Щелкунчика» Василия Вайнонена шедевром, не сходящим со сцен театров вот уже почти 90 лет.