Звездный час Иньяки Урлезаги в России: аргентинец поставил в Санкт-Петербурге «Пиковую даму» А.С. Пушкина
La Nacion
Констанца Бертолини
3 декабря 2019
Разве кто-то мог подумать, что когда-нибудь аргентинец отправится в Россию, чтобы поставить спектакль в честь юбилея одного из своих литературных кумиров? На первый взгляд, это может показаться риторическим вопросом, чтобы не сказать, ересью, но сегодня, когда вскрыты все карты, ответ на этот вопрос звучит вдохновляюще. Послезавтра Иньяки Урлезага представляет в Санкт-Петербурге премьеру своей хореографической версии «Пиковой дамы» А.С. Пушкина. Автором этой идеи является Андриан Фадеев, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона. Именно он с начала года тесно сотрудничает с аргентинским танцовщиком в проекте, посвященном 220-летию великого поэта, писателя и драматурга.
«Для меня это огромная ответственность,» – говорит Урлезага, который в прошлом году закончил свою сценическую карьеру, но продолжает работать художественным руководителем и хореографом. «В этом произведении вскрываются глубинные вопросы человеческой природы, и именно поэтому оно является всемирным достоянием и позволяет говорить нам на одном языке» – он выражается образно и произносит несколько фраз по-русски перед актерами, которые плохо владеют английским. «Меня попросили поставить произведение на самом выразительном театральном языке, и мы вместе с труппой из почти семидесяти танцовщиков балета работали над тем, чтобы достойно и достоверно показать зрителю ту имперскую Россию». Россия – колыбель совершенного балета. И труппа под руководством
Урлезаги работали над спектаклем по-новому: от эмоций и чувств к технике, а не наоборот. «Сначала ты испытываешь шок шок, а потом появляется радуга, потому что исполнители начинают понимать, что персонаж первичен, и только потом нужно думать над техникой исполнения, а не наоборот», – отмечает он.
О произведении А.С. Пушкина Иньяки говорит: «Это короткая новелла или длинная сказка, как я считаю, на 37 страницах. Но Чайковскому для написания музыки к ней потребовалось 44 дня», – Урлезага говорит об этом проникновенно и взволнованно. – «Так опера превратилась в спектакль в трех актах с потрясающим насыщенным музыкальным сопровождением».
В этом спектакле занято почти 70 танцовщиков, а декорации сменяются семь раз.
Урлезага с командой настоящих профессионалов потрясающе справляются с задачей воплощения на сцене великого произведения. В прошлом феврале он начал планировать эту эпохальную работу в Милане, и вот 89-летний Эцио Фриджерио вместе с ним проводит пробы света, постоянно что-то меняет и работает даже после полуночи. Великий художник-сценограф разработал семь декораций для спектакля «Пиковая дама», три из которых меняются в последнем акте, а его вторая половинка, его жена Франка Скуарчапино, взяла на себя разработку костюмов.
Урлезага подчеркивает, что в приоритете при работе над произведением всегда были эмоции, «и только потом работа над техникой».
«Я никогда не забуду, что ставил самого Пушкина в России, для меня это подарок мироздания», – говорит Урлезага еще до того, как увидит реакцию публики в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова (а ведь потом балет увидят и в Большом академическом театре в Москве). «Не часто я чувствую, что держу в своих руках частицу искусства».