Жизель: любовь, которая сильнее смерти
Театр балета имени Л. Якобсона, основанный в 1969 г., - это первый в России независимый театр балета, существующий отдельно от оперы. Леонид Якобсон способствовал развитию танца в России и Советском Союзе, привлекая к работе таких крупных артистов, как Майя Плисецкая и Михаил Барышников. С 2011 г. труппу Театра имени Якобсона возглавляет Андриан Фадеев, в прошлом премьер Мариинского театра. Труппа состоит из 75 танцовщиков, которые стремятся покорить мир.
Благодаря лионскому театру Мезон де ла данс у французских зрителей появилась возможность увидеть великое произведение классического балета.
Балет «Жизель», написанный в 1841 г., считается памятником романтической хореографии: трагически заканчивающаяся реалистическая пастораль в первом акте во втором превращается в небывалое фантастическое действие.
В нем есть все темы, характерные для романтизма: страсть, безрассудство, месть и любовь, побеждающая смерть.
Балет положен на прелестную, мелодичную партитуру Адана, в которой музыка подчеркивает и выделяет происходящее на сцене.
В первом акте на фоне прекрасного задника выступают крестьяне и придворные в чудесных костюмах. Они похожи на волшебных созданий, как и нежная Жизель в исполнении хрупкой, почти невесомой Аллы Бочаровой.
Наступает праздник жатвы. Альберт переодевается крестьянином, чтобы соблазнить молодую крестьянку Жизель. Жизель влюбляется в Альберта, но его соперник Ганс, роль которого с неподражаемым мастерством исполняет Андрей Гудыма, раскрывает ей тайну: на самом деле Альберт герцог, и он уже обвенчан со знатной дамой. Ошеломленная этим открытием, Жизель сходит с ума и умирает от горя.
Действие балета выстроено как набор милых зарисовок, которые, однако, лишены высокой художественности. Стоит дождаться последней сцены, по-настоящему завораживающей зрителя.
Занавес открывается, и зрители видят чарующий ночной пейзаж, окутанный туманом. Полная луна освещает могилу Жизели. Это царство вилис, мстительных духов молодых девушек, которых предали их возлюбленные. Вилисы заставляют мужчин танцевать, пока те не умрут.
Двадцать балерин исполняют танец вилис, завораживая игрой своих длинных пачек. Их танец полон волшебства, так же, как и сольная партия их королевы, Мирты, роль которой с редкостным изяществом исполняет Светлана Смирнова.
Поверженный горем, Альберт приходит украсить могилу Жизели цветами. Жизель пытается остаться вместе с ним, но Мирта, отправив Ганса на смерть, хочет закружить в смертельном танце и Альберта. Полная сострадания Жизель спасает его. Но после прощального танца оставляет любимого и покидает сцену.
В этом действии собраны лучшие партии балета. Алла Бочарова исполняет поразительную серию антраша, а Александр Абатуров прекрасен в невообразимых прыжках.
Жаль только, что музыка идет в записи. Хотелось бы услышать живой оркестр, чтобы балет ощущался в полную силу, но для этого нужна была бы сцена Лионской оперы со всем ее техническим наполнением.
Соня Язмаджан