02 / 01 / 2022

ЖИВОЕ НАСЛЕДИЕ

«Петербургский театральный журнал»
Светлана Улановская
2 января 2022

«Вне времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона».
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета им. Леонида Якобсона.
Сценография Валерия Левенталя, Вячеслава Окунева, костюмы Вячеслава Окунева, Татьяны Ногиновой и Анны Якущенко, свет Евгения Ганзбурга и Камиля Кутыева.

На Новой сцене Мариинского театра Санкт-Петербургский академический театр балета имени Леонида Якобсона представил премьеру сезона — программу «Вне времени», состоящую из хореографических миниатюр своего основателя. Необычайно удачное название маркирует чувство той ошеломительной новизны, которое вызывали работы Якобсона у его современников. Ровесник Джорджа Баланчина, выпускник петербургской балетной школы (класс Владимира Пономарева), последователь Михаила Фокина, он всегда следовал «против течения». В пору господства «высокоидейных» многоактных балетов он обращается к хореографической миниатюре, остававшейся его излюбленной формой на протяжении всей творческой жизни. Вместо «идеологически правильных» сюжетов — черпает мотивы в истории мирового искусства, русском и еврейском фольклоре. В противовес трафаретному академизму — развивает танец, свободный от канонов и правил. По словам Майи Плисецкой, выдуманные Якобсоном движения ранее не существовали, сам же хореограф называл свой танцевальный язык «хореопластикой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Мильяченко, В. Гомес, С. Свинко, А. Скворцова. Сцена из хореографической миниатюры «Па-де-катр».
Фото — Стас Левшин.

 

Якобсон искал и создавал новое в невыносимо сложных условиях травли, идеологического давления, разгромной критики на худсоветах, запрета гастролей и отмен спектаклей. Добиться открытия собственного театра, «Хореографические миниатюры», ему удалось лишь за неполные шесть лет до смерти — в 1969 году. Многие из работ хореографа утрачены, забыты, многое осталось не поставленным, поэтому обращение нынешней труппы, возглавляемой Андрианом Фадеевым, к наследию своего создателя не может не радовать.

Декабрьская премьера программы «Вне времени» посвящена 50-летию первого концертного выступления театра «Хореографические миниатюры», состоявшегося 7 июня 1971 года. Оба отделения открывались своеобразным прологом — многофигурной мизансценой: рассредоточенные в пространстве танцовщики застывали, будто изваяния, которые оживали в последующих эпизодах. Рассказав свои истории, в финале они вновь замирали в выразительных скульптурных позах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В центре В. Гомес, К. Килинчук. Сцена из хореографической миниатюры «Свадебный кортеж».                       Фото — Стас Левшин.

 

В первом отделении был представлен тематический цикл «Классицизм-Романтизм» (в него вошли избранные миниатюры — «Па-де-катр», «Па-де-труа», «Секстет», «Па-де-де», «Полет Тальони»), обнаруживающий преемственность с фокинской «Шопенианой». Полемика с классическим танцем и выход за рамки его канонических форм были свойственны Якобсону на протяжении всей творческой жизни. Называя свой хореографический язык «антиклассикой», он тем не менее разрабатывал авторскую лексику на академической основе. В «Классицизме-Романтизме» канонические па представлены в совершенно новых, непривычных сочетаниях. В открывшем цикл «Па-де-катре» на музыку Винченцо Беллини первое, что видит зритель, — известная «гравюрная» мизансцена, запечатлевшая легендарных романтических танцовщиц: Марию Тальони, Карлотту Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран. Не размыкая рук, героини начинают свой затейливый танец. В разнообразных, плавно сменяющих друг друга движениях угадываются природные мотивы. Пластические узоры корпуса и рук напоминают то лепестки подснежника, то абрис звезды, то крылья мотылька, то всплески волн. В последующих вариациях каждая танцовщица (Анастасия Мильяченко, Валери Гомес, Светлана Свинко, Анна Скворцова) ведет свою тему. В исполнении прихотливого текста, изысканных позировок, перемежаемых неожиданными акцентами и синкопированными движениями, артисткам пока не хватало призрачной легкости, воздушности танца, мягко изогнутой линии рук. Но, думается, овладение необходимой манерой — дело времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. Климук, Е. Корнеева. Сцена из хореографической миниатюры «Минотавр и нимфа». Фото — Стас Левшин.

 

В «Классицизме-Романтизме» Якобсон показал себя блистательным знатоком истории балета, исследователем словаря и разнообразных форм классического танца. Тонким стилевым чутьем, россыпью пластических и образных находок впечатляло «Па-де-де» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта. Его герои будто сошли с полотен Антуана Ватто, Никола Ланкре или стилизованных в духе галантных празднеств рисунков Константина Сомова. Однако чрезмерно манерные позы, утрированная декоративность танцевального рисунка, наигранная учтивость красноречиво демонстрировали, что перед нами — современные актеры, «разыгрывающие сценки из эпохи завитых париков и напудренных добродетелей» (как когда-то написал об этой миниатюре балетный критик Александр Демидов). В изощренных поддержках, ломаных линиях кистей рук, глубоких плие, полусогнутых коленях, сочетающихся с классическими па и бисерной пальцевой техникой, проступал образ диалога времен, своеобразной игры в классику. Солистам Софии Матюшевской и Андрею Сорокину удалось блестяще справиться с этой ажурной, лексически и координационно сложной хореографией.

Второе отделение открыл одноактный балет «Свадебный кортеж», вдохновленный еврейскими мотивами финальной части Фортепианного трио № 2 Дмитрия Шостаковича (памяти Ивана Соллертинского) и живописью Марка Шагала. Эта трагическая история о неравном браке и сегодня восхищает точностью и богатством пластических характеристик, живописностью поз и жестов, метафоричностью образно-постановочных приемов. Ритуальный ход кортежа становился символом движения самой жизни, бесконечной дороги, по которой шествовали герои: отчаявшаяся невеста (Валери Гомес), согбенный в мольбе жених-бедняк (Константин Килинчук) и залихватски приплясывающий жених-богач (Раиль Хунафин), почтенный ребе (Степан Королев), болтливая подружка невесты (Ксения Андреенко) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С. Матюшенская, А. Сорокин. Сцена из хореографической миниатюры «Экстаз». Фото — Стас Левшин.

 

Синтез изобразительного искусства и танца получил продолжение в «Родене», в котором произведения знаменитого скульптора оживают в телах артистов и их чувственном танце. Все миниатюры цикла посвящены любви, воплощая разные ее грани — от первого робкого чувства («Вечная весна») и волнующих прикосновений («Поцелуй») до мучительной страсти («Вечный идол») и неудержимого влечения тел и душ («Экстаз»). Изломанные позы в сочетании с аполлонической красотой линий и форм, умопомрачительные поддержки, трансформация и деформация классической лексики, контрасты статики и пластической экспрессии, неожиданные перебои ритма и синкопы, причудливый, извилистый танцевальный рисунок — все эти приемы опередили свое время. Их эхо ощущается в постановках хореографов разных поколений — Юрия Григоровича, Бориса Эйфмана, Валентина Елизарьева, Алексея Ратманского, Иржи Килиана, Джона Ноймайера и многих других.

Театр балета имени Леонида Якобсона показал себя слаженным коллективом, которому под силу разнообразные образные и лексические задачи. Во многом это заслуга опытных педагогов-репетиторов из первого, «золотого» состава труппы Якобсона, среди которых Вера Соловьева, Валентина Климова, Татьяна Квасова, Николай Левицкий и Валерий Сергеев.

Программа «Вне времени» убедительно продемонстрировала, что произведения Леонида Якобсона — живое, не музейное наследие, достойное сохранения и восстановления, как и театр его имени — собственной сцены.

Ссылка на оригинал