Время тела
Театр балета имени Леонида Якобсона на Исторической сцене Александринского театра представил программу, главной интригой которой стала премьера балета «598 тактов» в постановке Вячеслава Самодурова.
Воспитанник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой (класс Геннадия Селюцкого), начавший исполнительскую карьеру в Мариинском театре и продолживший в крупнейших европейских балетных компаниях, сегодня Вячеслав Самодуров — один из самых титулованных российских хореографов. В течение 12 лет он возглавлял балетную труппу театра «Урал Опера Балет» и превратил ее в центр современной академической хореографии (симптоматично, что преемником Самодурова на посту художественного руководителя стал Максим Петров, еще один выходец из петербургской балетной школы).
«598 тактов» не первая постановка Самодурова для Театра балета Якобсона. Начало сотрудничеству положили «Озорные частушки» Родиона Щедрина, премьера которых состоялась в 2022-м на фестивале в честь 90-летия прославленного композитора («Санкт-Петербургские ведомости» от 21 декабря 2022 года). Этот полный скоморошьего веселья, концертной состязательности и мозаичности образов балет открыл трехчастный вечер на сцене Александринки.
Лирической кульминацией программы и контрастом залихватским «Озорным частушкам» стал цикл «Роден» Леонида Якобсона, представленный во втором отделении. Действие открывалось своеобразным прологом — знаменитой многофигурной мизансценой: рассредоточенные в пространстве танцовщики застывали, будто изваяния, которые оживали в последующих эпизодах. Рассказав свои истории, в финале они вновь замирали в выразительных скульптурных позах.
Все миниатюры цикла посвящены любви, воплощая разные ее грани. Первое робкое чувство — в «Вечной весне» (Виктория Ханжина, Никита Рыжов), волнующие прикосновения и влечение тел — в «Поцелуе» (Елена Чернова, Степан Демин), неодолимая страсть и мучительные объятия — в «Вечном идоле» (Анна Семакина, Вячеслав Спильчевский). Образ обманутой и покинутой души, поиска выхода из «кокона» боли возникал в монологе «Отчаяние» (Инна Снигур). Тема противостояния хрупкой, беззащитной красоты и свирепой хтонической силы звучала в «Минотавре и Нимфе» (Нурия Картамысова, Дмитрий Соболевский). Мастер детали, Якобсон обладал поразительным умением «за очень короткое время рассказать больше, чем в ином полнометражном балете», как говорил о хореографической миниатюре сам балетмейстер.
Концептуальным продолжением цикла «Роден» стал одноактный балет «598 тактов». В эротической лирике Якобсона Самодуров увидел диалог плоти и духа, воспевание телесности человека и сделал эти мотивы главными в своей постановке. Однако новый балет перекликается не только с «Роденом», но и с якобсоновским циклом «Классицизм-Романтизм», в частности, с блистательным «Па-де-де» с его изощренной игрой в классику. Вдохновившись барочной музыкой Карла Филиппа Эммануила Баха («очень земной, очень суетной», по словам хореографа), Самодуров выводит на сцену персонажей разных эпох и разных телесных типов. Вот лакеи в пудреных париках и черных бархатных камзолах (художник-постановщик Елена Трубецкова), степенно дефилирующие то со стульями, то с вазами, то с канделябрами. Контрастом их статичному, церемониальному миру выглядит стремительный, переменчивый, полный пластических неожиданностей танец солистов в купальниках телесного цвета.
Высокоскоростной темп, асимметричность танцевального рисунка, неожиданные перебои ритма и синкопы, трансформация и деформация классической лексики — фирменные приемы Самодурова вплетены в виртуозный, изобилующий дерзкими неакадемическими выходками хореографический текст. Отточенная пальцевая техника, показательная выворотность и вертикальная устремленность корпуса соседствуют в «598 тактах» со сгорбленной спиной, ходьбой на полусогнутых ногах в шестой (параллельной) позиции, с бытовыми, «просторечными» жестами. Так, в одной из сцен балерина, прыгая «на рыбку» на руки партнера, вместо фиксации эффектной позы вдруг поворачивается лицом вниз и словно «плывет». Подобные приемы лишают балеты Самодурова пафоса и привносят в них (само) иронию и интеллектуальную игру. При всей абстрактности хореографического текста в нем эхом проступают мотивы расставаний и встреч, флирта, соперничества. Непроизвольно вспоминался знаменитый «Парк» Анжелена Прельжокажа с его историей пробуждения чувственности на фоне идиллических ландшафтов Версаля эпохи Людовика XIV. Артисты Театра балета Якобсона тонко понимают и интерпретируют хореографию Вячеслава Самодурова, ее смысловые и стилистические особенности и, главное, с упоением и свободой преодолевают все ее технические сложности. Не случайно труппа приглашена выступить с этой же программой в марте на Приморской сцене Мариинского театра.