22 / 02 / 2024

В Петербурге Театр имени Якобсона представил премьеру балета "598 тактов"

В свой юбилейный, 55-й, сезон Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона представил на сцене Александринского театра премьеру одноактного балета "598 тактов".

Хореографом новой постановки выступил заслуженный деятель искусств РФ, бывший премьер Мариинского театра Вячеслав Самодуров, хорошо известный петербургскому зрителю. Буквально год назад он поставил в театре Якобсона балет "Озорные частушки" на музыку Родиона Щедрина и вполне заслуженно получил за это Высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой Софит" в номинации "Лучший балетный спектакль".


Именно "Озорные частушки" и открыли вечер - как своеобразная презентация фирменного ультрасовременного стиля театра Якобсона.


Как отметил художественный руководитель театра Андриан Фадеев, на это и был расчет - продемонстрировать преемственность новаторских традиций, которые заложил Леонид Якобсон в 20-м веке и которые театр бережно переносит в век 21-й.


Уникальная геометрия движений и супрематических костюмов в "Озорных частушках" идеально рифмуется с диссонантной музыкой Щедрина и лишний раз подчеркивает безупречную синхронность кордебалета. А яркий задник - то ли ориентальный ковер с золотыми кистями, то ли огромный ярмарочный платок - усиливает впечатление праздника.
Сразу за спектаклем Вячеслава Самодурова показали все семь миниатюр из цикла "Роден" - одной из самых гениальных постановок Леонида Якобсона на музыку Дебюсси, Прокофьева и Альбана Берга.


"Вечная весна", "Поцелуй", "Вечный идол", "Отчаяние", "Экстаз", "Паоло и Франческа" и "Минотавр и нимфа"… Во время премьеры миниатюр в 1958 году на сцене Кировского (Мариинского) театра Якобсон пошел на компромисс и одел танцовщиков в легкие хитоны, сегодня эта постановка дается согласно изначальному авторскому замыслу - фигуры, облаченные в телесные комбинезоны, на сцене выглядят застывшими мраморными изваяниями, волшебно оживающими при звуках музыки.


Многие режиссеры-хореографы не раз отмечали: сложно повторить нюансы спектаклей Якобсона, ведь как всякий большой мастер он делал свои работы, исходя из индивидуальности исполнителей. Однако Дмитрию Соболевскому, бывшему премьеру балетной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, удалось воспроизвести уникальный стиль первых спектаклей, его яркий дебют в "Минотавре и нимфе" привел в восторг публику.


Премьера одноактного балета "598 тактов" на музыку Баха, но не Иоганна Себастьяна, а его второго сына, Карла Филиппа Эммануила, завершала вечер.


Математически выверенное название отсылает к концерту № 19 для фортепиано с оркестром - в произведении действительно 598 тактов. Название балету дал хореограф Вячеслав Самодуров, объяснив его так: "Главное в спектакле - музыка", что вполне логично. "Гамбургский" Бах во второй половине 18-го века был популярен едва ли не больше своего отца и оказал огромное влияние на творчество, например, Гайдна и Бетховена. Моцарт и вовсе утверждал: "Он отец, мы - дети. Тот из нас, кто чего-либо стоит, научился у него".


Роскошная музыка Карла Баха родом из Галантного века становится одним из главных действующих лиц спектакля, определяя его ритм и дух. А замечательный ансамбль солистов (Вероника Стерхова, Галина Михирева, Мария Репетиева, Кирилл Вычужанин, Вячеслав Спильчевский, Марсель Казыханов, Гасан Аллахвердиев) и артистов балета следует за партитурой, создавая новую музыкальную реальность.


В спектакле нет четкого сюжета, его рождает танец. Сценография лаконична. Стулья, вазы и позолоченные подсвечники, которые носят туда-сюда слуги в богатых камзолах и напомаженных париках, - единственный реквизит на сцене. Движения слуг нарочито церемонны и даже скупы. А вот господа, напротив, живут увлекательно и динамично, в танце есть и романтичные дуэты, и любовные треугольники, и личные драмы. И вся эта светская жизнь проходит под снисходительным взором невозмутимых слуг, давая ощущение истории, подсмотренной в замочную скважину. Усиливают это ощущение трико телесного цвета, в которые хореограф-постановщик одел господ, сделав их трогательно-беззащитными перед все понимающими взглядами своих лакеев. "Кто в этой истории господа? Кто слуги? В ком зритель увидит позицию силы?" - Самодуров предлагает ответить на этот вопрос зрителю.