Традиции, новаторство или…? Интервью Андриана Фадеева
В какой пропорции, по-Вашему, должны присутствовать в политике театра интересы сохранения традиций и обновление репертуара?
Мне кажется, нет универсальной формулы для всех, и каждый театр как уникальный творческий организм сам должен определить свою позицию по этому вопросу. С первых дней существования Театра Якобсона (я имею в виду глобальное значение этого понятия) его место всегда было особым. Начнем с того, что это был первый на территории бывшего СССР балетный театр, учрежденный отдельно от оперной труппы, что во многом и определило специфику его развития. Отсутствие собственной сцены диктует довольно жесткие условия для труппы, но, в свою очередь, престижность площадок, где на основе честной конкуренции выступают наши артисты, являются ярким показателем высокого качества «балетного продукта», который мы создаем.
Разумеется, почитатели творчества Леонида Якобсона не пропускают памятные вечера, посвященные мастеру, и его балеты. Кому-то больше по душе наши классические постановки, но есть и те, кто с интересом следит за поисками в области современной хореографии. Все эти направления равно присутствуют в нашей афише.
Театр носит имя Якобсона, и этим все сказано. 50 лет назад из ничего благодаря Леониду Якобсону возникла труппа абсолютно самобытная, со своим уникальным лицом, со своим авторским репертуаром. Родился коллектив, подаривший возможность творить одному из величайших хореографов ХХ столетия. Мы гордимся именем Леонида Якобсона, которое с честью уже много лет носит наш театр. Одно из главных направлений компании – сохранение его шедевров. Сегодня с нашими артистами работают его ученики, которые в свое время разделили с маэстро все радости и трудности совместного творчества, ведь в советские годы он был гоним, как многие яркие индивидуальности. Хотя поставил в Мариинском (тогда Кировском) театре два значимых трехактных балета, жаль, что в свое время железный занавес ему не позволил стать всемирно известным. Но все меняется, и мы ныне счастливы открыть миру гордость российской культуры.
Сегодня творчество Якобсона вызывает интерес не только в России, но и далеко за ее рубежами. Театр знакомит с его наследием и молодого зрителя, что очень важно. На наших спектаклях всегда много детей, и хочется верить, что со временем они придут сюдауже вместе со своими детьми.
Следуя традиции театра, мы даем выйти на большую сцену молодым хореографам и за последнее время сделали с ними много совместных работ, перекидывая таким образом своего рода мост от танца прошлого века к хореографии сегодняшнего дня, от произведений Якобсона, который сам был новатором, до новейшей балетной традиции, которую ныне закладывают своим творчеством молодые российские и зарубежные балетмейстеры.
Еще в 2013 году мы выпустили и представили публике премьеру - вечер одноактных балетов «Лики современной хореографии». Это три самодостаточных спектакля в разной стилистике, где постановщиками выступили Антон Пимонов и Константин Кейхель. Через год мы выпустили балет «Ромео и Джульетта», которую поставил тот же талантливый хореограф Антон Пимонов в соавторстве с режиссером Игорем Коняевым.
Следующая работа — премьера одноактного балета «Каменный берег» в постановке хореографа и танцовщика Владимира Варнавы. А в 2015 году мы представили публике острохарактерную гротесковую постановку Константина Кейхеля «Репетиция» в жанре современной хореографии на музыку Й. Гайдна и К. Чистякова. Недавняя наша премьера – балет «Пиковая дама» на музыку П.И.Чайковского поставил в жанре неоклассики молодой аргентинский хореограф ИньякиУрлезага. Таким образом, сохранение традиций и обновление репертуара за счет новых постановок являются частью репертуарной политики, которой придерживался сам Якобсон, ломавший балетные стереотипы во имя нового подхода к классике как основе танца.
Однако совершенно очевидно, что ни в прежние времена, ни в нынешние ничего нельзя сохранить насильно. Недаром шедевры живут вечно, а проходные постановки уходят в небытие. Тем более, что сегодня, когда билеты на балетный спектакль продать непросто, все решает принцип естественного отбора и здоровой конкуренции. Якобсон, как показало время, и поныне востребован публикой, наряду с экспериментальной хореографией молодых постановщиков, которая вызывает объяснимое любопытство искушенного современного зрителя. Ведь без движения вперед, без создания нового не живет ни один театр.
Каковы, на Ваш взгляд, роль и значение Леонида Якобсона в отечественном хореографическом искусстве?
Якобсон был гением, а путь гения всегда непрост. В пространстве своей судьбы Якобсон двигался по собственной, им самим выверенной траектории. В поисках нехоженых путей в искусстве его вела поразительная творческая интуиция и неистощимая фантазия прирожденного художника. «Хореографическая фантазия Леонида Якобсона неистощима, – еще при жизни балетмейстера писала выдающаяся балерина Татьяна Вечеслова. - По его работам видишь, что пластические возможности человеческого тела поистине беспредельны. Кажется, все подвластно танцу, любое чувство, любая мысль».Леонид Якобсон в свое время взрывал балетное пространство нашей огромной страны своим стреляющим в упор творчеством, и в его постановках блистали ярчайшие танцовщики Наталья Макарова Алла Шелест, Михаил Барышников, Алла Осипенко, Инна Зубковская, Нинель Кургапкина и многие другие. Мы и сегодня стараемся соответствовать замыслу Мастера, создавшего некогда «труппу солистов», команду универсальных танцовщиков, способных воплотить художественный замысел любой сложности. Бунтари меняют мир, и современный балет без творений Якобсона был бы иным. Как иными были бы мы сами. Справедливость этой истины каждым своим спектаклем подтверждает наша молодая «труппа солистов», верная заветам Мастера.
Как артисты Вашего коллектива относятся к наследию Леонида Якобсона, часто ли в афише появляются программы, посвященные основателю театра и как их воспринимает зритель?
Как к любому наследию, к творчеству основателя театра наши артисты относятся с уважением, тактом, аккуратностью, бережно и с величайшим пиететом. Хранить творческие традиции, заложенные Мастером, это одна из главных художественных и нравственных миссий нашей труппы. Удивительная хореография Леонида Якобсона наряду с другими задачами является важнейшим направлением нашей работы. Мы ежегодно восстанавливаем его шедевры, которые и сегодня оказываются необыкновенно актуальными. Ведь Якобсон был революционером в танце, смело экспериментировал, ломал традиции. Наши артисты органично чувствуют его хореографию, хотя пластика Якобсона очень сложная. Взять хотя бы его балет «Свадебный кортеж»: на первый взгляд — в смысле техники ничего умопомрачительного, фуэте вертеть не надо. Но как передать эту ломанность линий, острую характерность персонажей? Задача сложная, но очень интересная. Мы всегда имеем в виду, что Якобсон требовал от своих артистов не только фантастического владения своим телом, но и высокой интеллектуальности.
Разумеется, мы постоянно показываем программы, посвященные творчеству Леонида Якобсона, в свое время успешно провели такой вечер совместно с Академией Русского балета. Постановки Якобсона – важная и неотъемлемая часть нашей афиши. На них активно ходит петербургская публика, а на гастролях мы открываем уникальный мир хореографии Якобсона для зрителей России и ценителей балета за рубежом. Двое педагогов нашей компании, которые танцевали при Якобсоне, ныне передают свои знания молодым артистам труппы. И когда мы восстанавливаем миниатюры Якобсона, очень важно, что это делается не по наитию, а согласно подлинным замечаниям постановщика, которые транслируют бывшие артисты его легендарной труппы. А теперешняя молодежь в будущем с удовольствием будет передавать полученные знания новому поколению танцовщиков нашего театра.
Придут новые поколения, но наследие великого хореографа останется достоянием российского искусства. Добавлю, что верным хранителем реликвий Музея при нашем театре до своей недавней кончины являлся бывший танцовщик труппы Якобсона, позже ставший известным балетным фотографом Владимир Зензинов. И большинство профессиональных наград наш театр получил именно за восстановленные произведения Леонида Якобсона. Вкупе с высшей театральной премией России «Золотая маска» и петербургским «Золотым Софитом» театр был удостоен международной балетной Премии Тальони в номинации «Лучшая постановка» за возобновленные «Классические миниатюры Леонида Якобсона».
Как проходило восстановление последней программы, посвященной 115-летию со дня рождения Л. Якобсона?
Эта дата по времени совпала с юбилеем театра, его 50-м сезоном. Творческим подношением к 115-летию Мастера стала премьера вечера одноактных балетов, куда вошли восстановленные «Хореографические миниатюры Леонида Якобсона» и новая версия культового балета Игоря Стравинского «Жар-птица» в постановке успешного британского хореографа, работающего в жанре неоклассики, Дагласа Ли. И такой сложный стилистический «замес», который отличал юбилейную программу, кажется вполне оправданным для тех, кто знаком с историей жизни реформатора танца Якобсона. Без сомнения, публика с особой теплотой встретила обновленную версию «Хореографических миниатюр Леонида Якобсона». Эту кропотливую работу вместе с педагогами-репетиторами «якобсоновского призыва» Татьяной Квасовой и Александром Степиным проделали выдающиеся мастера своего дела – художник по костюмам Татьяна Ногинова и художники-постановщики Альона Пикалова и Татьяна Вьюшинская.
Планируется ли продолжение этой работы?
Да, безусловно. В будущем году мы планируем восстановить программу, которую Леонид Якобсон выпустил 50 лет тому назад: в нее вошли миниатюры «Роден» и цикл «Классицизм-Романтизм». Эта уникальная программа интересна тем, что к работе над ней будет привлечена еще одна группа артистов, работавших вместе с Якобсоном. Как только мы сможем приступить к полноценным репетициям, сразу начнем с наследия основателя нашего театра. Это будет полезный и интересный опыт для артистов, которые еще не исполняли эту сложную хореографию, и, несомненно, все получат огромное удовольствие от работы над этим материалом.
Из восстановленных работ преобладают миниатюры, а в вашем репертуаре преобладает спектакль. В связи с этим, как Вы относитесь к миниатюре как форме произведения, и как оцениваете ее роль и значение в современном художественном процессе?
Миниатюра – весьма сложный жанр: по сути, это полноценный спектакль, но только маленький. Там не за что спрятаться, и в короткий промежуток времени надо убедительно рассказать историю. Многие современные хореографы используют малую форму, которая обычно продиктована идеей постановки. Скажем, «Спящую красавицу» не рассказать в миниатюре. Однако малая форма имеет право на существование так же, как и масштабная постановка. Якобсон очень любил миниатюру, хотя ставил и большие спектакли.
Планируете ли вы восстановить спектакли Леонида Якобсона?
Спектакли «Спартак» и «Шурале», которые до сих пор идут в Мариинском театре, Якобсон ставил с расчетом на большую труппу. У нас театр компактный, и смешно было бы нам тягаться с Мариинкой, замахиваясь на такие крупные полотна. Достойно уважения, что прославленный театр до сих пор сохраняет спектакли Якобсона. А мы будем хранить те постановки, которые он ставил в своей балетной компании. У нас собственный путь и свое место в театральном пространстве Петербурга.
Как складываются Ваши отношения с Фондом Леонида Якобсона?
Насколько я знаю, Фонд успешно занимался восстановлением постановок Якобсона в Америке, а сейчас мы плотно контактируем с сыном великого хореографа Николаем Якобсоном, который очень нам помогает. Между нами есть понимание и нас объединяет общая цель – сохранить как можно больше шедевров его гениального отца. По этому поводу мы вместе строим планы и обсуждаем их реализацию. Вот и сейчас мы плодотворно сотрудничаем в процессе подготовки вечера «Роден. Классицизм-Романтизм». Николай не пошел по стопам отца, но вырос в балетной среде и хранит много ярких воспоминаний о том, как Леонид Вениаминович работал над своими постановками. Помимо воспоминаний сохранились и записи из семейного архива, которые также содержат бесценную информацию для наших артистов и репетиторов.
Каковы ваши ближайшие репертуарные планы?
Планов много, но их реализация будет зависеть от того, когда полноценно заработают театры. В июле этого года мы планировали выпустить легендарный спектакль Джона Крэнко «Онегин». К сожалению, по известным причинам в конце марта нам пришлось приостановить все постановочные работы. Ассистенты Фонда КрэнкоАгнета и Виктор Валку, которые работали с нашими артистами, были вынуждены уехать. Пока границы закрыты, у постановщиков нет возможности вернуться, чтобы доделать свою работу. Но труппа постепенно возвращается к занятиям, пока в порядке индивидуальных уроков с солистами. Далее своими силами по записям репетиций мы будем оттачивать тот материал, который уже был освоен. А дальше – как Господь управит.
Верстая свою афишу, мы всегда помним: наша главная задача – быть интересными зрителю. Что для этого нужно будет завтра, не знает никто. Мы стараемся работать в самых разных направлениях и делать это профессионально и добросовестно. А насколько театру это удается, судить публике. Ее не обманешь.