10 / 12 / 2021

Сохранение шедевров Якобсона - главное направление политики нашей труппы

Интерфакс Россия
10 декабря 2021

Художественный руководитель Театра балета имени Якобсона Андриан Фадеев:

"Сохранение шедевров Якобсона - главное направление политики нашей труппы"

 

Театр балета имени Леонида Якобсона представит 13 декабря на Новой сцене Мариинского театра премьеру спектакля "Вне времени. Шедевры Леонида Якобсона". Художественный руководитель и заслуженный артист России Андриан Фадеев рассказал "Интерфаксу" о предстоящей постановке и о жизни своего театра.

- Андриан Гуриевич,  в этом году у вас своего рода юбилей: ровно 10 лет назад вы заступили на пост художественного руководителя балетного коллектива. Удалось ли выполнить главную миссию театра – сохранение наследия Леонида Вениаминовича Якобсона?

- Сейчас напряженно готовимся к ответственной премьере, которую посвящаем 50-летию создания Леонидом Якобсоном первой программы для труппы "Хореографические миниатюры", из которой вырос наш театр. Сегодня он носит имя Якобсона, и этим все сказано. Полвека назад благодаря мастеру возникла труппа абсолютно самобытная,  со своим уникальным лицом, со своим авторским репертуаром. Родился коллектив, подаривший возможность творить одному из величайших хореографов ХХ столетия, и сохранение его шедевров, по сей день необыкновенно актуальных и любимых зрителем - одно из главных направлений политики театра.

С нашими исполнителями работают ученики Якобсона, которые в свое время разделили с маэстро все радости и трудности совместного творчества. Когда-то они сами исполняли те миниатюры, которые сейчас репетируют с молодыми артистами.  Надеюсь, что результаты этого совместного труда не разочаруют публику. В программу "Вне времени. Шедевры Леонида Якобсона" вошли хореографические миниатюры из циклов "Роден", "Классицизм-Романтизм" и одноактный балет "Свадебный кортеж" по мотивам творчества Марка Шагала. Эта постановка стала актом беспримерной смелости в те годы, когда еврейская тема в искусстве была фактически под запретом.  В итоге "Свадебный кортеж" был снят с премьеры комиссией "Ленконцерта" и некоторое время запрещался к показу. А сегодня этот самобытный балет неизменно принимается зрителем на ура.

- Открыв сезон на сцене Мариинского театра, вы уже успели показать свои лучшие спектакли и за пределами Петербурга. Где именно?

- Мы рады, что наш театр не впервые попадает в число фаворитов популярного театрального фестиваля "Золотая маска". И этой осенью нас вновь пригласили стать участниками одноименных региональных фестивалей в Карелии и Латвии. Зрители Петрозаводска и Костомукши очень тепло приняли программу "Хореографические шедевры Леонида Якобсона", а в Риге и Вентспилсе мы показали одну из самых любимых публикой постановок - балет "Дон Кихот" и большой гала-концерт с отрывками из лучших спектаклей.

 12 и 13 ноября наши артисты впервые выступили на сцене Национального театра Королевства Бахрейн в его столице Манаме. Балет "Спящая красавица" в постановке Жана-Гийома Бара был показан на сцене Национального театра этого островного государства. Такие гастроли – явление неординарное уже потому, что в период вынужденной разобщенности дали артистам новую возможность выйти на сцену перед зрителями арабской страны, где они прежде не бывали.

 - Еще одна традиция театра – участие в больших государственных проектах. К каким еще программам, помимо знаменитых "Русских сезонов", причастна ваша труппа?

- Наши артисты во второй раз выступили в рамках образовательной программы "Большие гастроли" под эгидой министерства культуры РФ. В конце ноября на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке мы трижды показали балет "Дон Кихот" в постановке Йохана Кобборга. Эта популярная площадка стала важным форпостом петербургской культуры на самых дальних рубежах России, и там всегда приятно выступать.

- С вашим приходом в театр к созданию премьерных постановок стали привлекать звезд мирового балета. Не станет исключением и "Онегин" Джона Крэнко. Когда состоится премьера?

- Как известно, мы начали репетировать "Онегина" еще летом 2019 года, и поначалу с труппой работал Рид Андерсен – художественный руководитель Фонда Крэнко. По итогам его визита театр впервые в Петербурге получил право постановки легендарного балета, это для нас огромная честь и ответственность. Но из-за пандемии мы были вынуждены перенести премьеру на лето 2022 года. Пока артисты продолжают работать самостоятельно, но надеемся, что скоро к ним смогут присоединиться опытные репетиторы из Фонда Джона Крэнко. Надеемся, удача нас не покинет и премьера состоится.

Ссылка на оригинал