Приемы маскировки
О спектакле Театра балета им. Л. Якобсона «Дон Кихот» на Фестивале «Золотая Маска» в Москве
Газета «Культура»
Елена Федоренко
4 апреля 2019
Месяц март Москва встретила под знаком «Золотой маски». Завершился балетный конкурс фестиваля, и стартовала программа современного танца. Классическая часть представила пышные красочные произведения, связанные с именем Мариуса Петипа: «Корсара» Воронежского театра оперы и балета, «Пахиту» Уральской оперы и «Дон Кихота» Санкт-Петербургского театра балета имени Леонида Якобсона. Все показы прошли на сцене Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко при переаншлаге и приняты публикой восторженно. «Современщики» познакомили с работами камерными и лаконичными: «Грозой» по мотивам пьесы Островского петербургского Дома танца «Каннон Данс», моноспектаклем «Камилла» Анны Гарафеевой и Ко, московским проектом «40» Ольги Тимошенко и Алексея Нарутто.
[…] Завершал конкурс в номинации «Балет/спектакль» «Дон Кихот» Санкт-Петербургского театра балета имени Леонида Якобсона. Его осуществил известный в России датчанин Йохан Кобборг — мировая звезда, экс-солист «Ковент-Гарден». Он давно обуреваем желанием стряхнуть нафталин с этой популярной истории, что и делал в своей исполнительской практике. На многих сценах мира его Базиль разыгрывал свой «спектакль в спектакле»: запускал на полный ход темперамент, подпирал каждый трюк смыслом, провоцировал реакции партнеров.
«Внятный рассказ» для Кобборга и есть актуализация наследия, дотошная реставрация его не интересует. Он поменял местами танцы, убрал несколько сцен, вывел на подмостки старца Сервантеса. Действие — его оживающие фантазии, которые уносят разорившегося сочинителя подальше от кредиторов, там он представляет себя мечтательным рыцарем. Санчо Панса, Гамаш, Эспада, Амур — все активно заплясали, и каждый получил свой сюжет. Появились новые пары влюбленных: не только Уличная танцовщица стала девушкой Эспады, но и Санчо нашел свою «половинку». Актеры мгновенно откликаются на все происходящее, играют так живо и вдохновенно, что, кажется, обратись к любому из кордебалетной массы и услышишь подробную биографию персонажа — Станиславский остался бы доволен. Обаятельна София Матюшенская в роли Китри — танцует легко и вольно. Андрей Сорокин, запомнившийся по фильму Тодоровского «Большой», оказался крепким премьером, умеющим соединять смысл и танец. Их пара получилась лукавой, беззаботной и отчаянно влюбленной. Этим обаятельным, милым и наивным «Дон Кихотом» «Маска» завершила балетный смотр.