Почему «Лебединое озеро» стремятся посмотреть именно в Петербурге
В 2017-м мир отмечает 140 лет со дня первой постановки самого знаменитого и востребованного в мире балета – «Лебединого озера».
Есть простые, казалось бы, вопросы, на которые нет никакого вразумительного ответа. Почему одна простенькая мелодия в фа мажоре, приснившаяся однажды Полу Маккартни, покорила весь мир? В какой модуляции, в каком мелодическом ходе заключена ее тайна? Почему, когда мы слышим «Yesterday», мы все испытываем чувство пронзительного – с привкусом легкой печали – счастья, эйфории?
Примерно такие же мысли приходят, когда задумываешься о феномене сверхчеловеческой популярности балета «Лебединое озеро». Все столицы, все города мира, где просто есть хоть какие завалящие театральные площадки, круглый год увешаны афишами с предложением сходить на главный балет всех времен и народов. Само словосочетание «Лебединое озеро» стало синонимом слова «балет». Балеты № 2 и № 3 отстоят от лидера очень далеко – пронзительный «Щелкунчик», музыка которого, безусловно, выше и глубже музыки «Лебединого», связан в нашем сознании больше со словами «Рождество» и «добрая сказка», чем со словом «балет». Когда в Голливуде снимают блокбастер о балете, то это – «Черный лебедь», в трагикомическом финале «Кавказской пленницы» – «Лебединое», когда Советский Союз хоронил своих вождей и когда пытался спасти, но все-таки похоронил самого себя, – с экранов ТВ звучала тревожная тема «Лебединого»…
С другой стороны, «Лебединое озеро» для многих и многих, прежде всего иностранцев, конечно, является еще и синонимом слова «Россия». Именно поэтому, наверное, тысячи туристов, приезжающих в Петербург, считают своим долгом сходить на бессмертный спектакль. Увидеть живьем «Лебединое озеро» в Петербурге – это, наверное, как в Венеции прокатиться на гондоле или в Париже забраться на Эйфелеву башню.
Одну из лучших, по общему признанию, городских постановок бессмертного балетного шедевра в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова в нашем городе представляет труппа Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона – ее спектакли идут сразу на нескольких центральных площадках Петербурга, включая Мариинский театр (две его сцены – историческую и Мариинский-2) и БДТ им. Товстоногова. Специально для Театра балета им. Л. Якобсона блистательный театральный художник Вячеслав Окунев выполнил новое красочное оформление.
Прямая речь
О «лебедином» кордебалете
Вот что поведала нам о секрете «Лебединого» балетмейстер-репетитор труппы Дарья Павлова:
– Секрет «Лебединого», мне кажется, в слиянии двух гениев – Чайковского и Петипа, зрителю не надо заглядывать в программку – все, что происходит на сцене, понятно и без текста либретто. В «Лебедином» чуть ли не основную роль играет женский кордебалет, именно он транслирует художественный смысл балета. Кордебалет – это и есть тот самый симфонизм в балете, о котором так любят говорить. Если балерины кордебалета выходят на сцену несобранными, не настроенными на спектакль, думают про быт, погружены в свои житейские проблемы, то не получится никакого «Лебединого озера»…
Образ лебедей – это воспевание чистой красоты и счастья в начале, во второй картине, а в финале балета, когда Одетта рассказывает подругам о том, что любимый предал ее, они своей уникальной пластикой создают образ трагедии, печали – вспомните знаменитые поникшие арабески. В Петербурге принято давать «Лебединое» в редакции Константина Михайловича Сергеева. На действительно достойном академическом уровне у нас в городе этот балет исполняют, как мне кажется, три труппы – Мариинского театра, Михайловского и наша.
Сказки любят все
Балетмейстер, актер и режиссер музыкальных спектаклей Гали Абайдулов:
– Разгадка феноменальной популярности этого мирового балетного шлягера в том, что в «Лебедином» есть все и это все выполнено на высочайшем эстетическом уровне. Тут и романтическая кантилена, любовь, фантастика, тема добра и зла, тема обмана, предательства – как же он не узнал свою любовь! – и сказочная театральность, а сказки любят все – и взрослые, и дети, есть и настоящий канкан – Танец маленьких лебедей, и гениальное па-де-де, в общем, весь арсенал классического танца.
Вячеслав КОЧНОВ, фото пресс-службы Театра балета им. Якобсона