Опередившие время Театр балета имени Леонида Якобсона показал программу к 90-летию Аллы Осипенко
Санкт-Петербургские ведомости, сайт газеты
Светлана Дансберг
13 июля 2022
Театр балета имени Леонида Якобсона показал программу «Вне времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона», посвященную 90-летию великой балерины Аллы Осипенко.
Танцевальный вечер стал одним из ярких событий нового проекта «Золотая коллекция. Без антракта», который труппа представила на исторической сцене Александринского театра.
Леонид Якобсон всегда сочинял хореографию с учетом возможностей конкретного артиста, раскрывая и обогащая его индивидуальность. Так было и с Аллой Осипенко, чей уникальный дар в постановках Якобсона засиял новыми красками. Их первая встреча произошла в 1942 году, когда хореограф выбрал 10-летнюю Аллу, учащуюся младших классов Ленинградского хореографического училища, участницей танца «Лошадки». В 1947-м последовал лирический дуэт «Размышление», в котором партнером танцовщицы выступил Роберт Клявин. Впоследствии первой исполнительницей произведений Якобсона Осипенко становилась неоднократно, а в 1971 году он пригласил ее стать солисткой своей труппы «Хореографические миниатюры».
Как и Якобсон, Осипенко опередила свое время. Она прекрасно владела мастерством классического танца, но в то же время строгие академические рамки были для нее слишком тесны. Балетмейстер Георгий Алексидзе заметил: «Сейчас, когда я смотрю на Гиллем, мне ясно: Осипенко уже тогда делала то же самое. Она внесла современную природу в интерпретацию классического танца».
Программа «Вне времени» представляет собой золотую коллекцию хореографических миниатюр Якобсона. В первом отделении был представлен тематический цикл «Классицизм-Романтизм», обнаруживающий преемственность с фокинской «Шопенианой». Полемика с классическим танцем и выход за рамки его устоявшихся форм были свойственны Леониду Якобсону на протяжении всей творческой жизни. В «Классицизме-Романтизме» канонические па представлены в совершенно новых, непривычных сочетаниях.
Показательно в этом плане «Па-де-де» на музыку Моцарта. Его герои в исполнении Андрея Сорокина и Виктории Виниченко будто сошли с полотен Антуана Ватто, Никола Ланкре или стилизованных в духе галантных празднеств рисунков Константина Сомова. Однако чрезмерно манерные позы, утрированная декоративность танцевального рисунка, наигранная учтивость красноречиво демонстрировали, что перед нами современные актеры. В изощренных поддержках, ломаных линиях кистей рук, пируэтах на полусогнутой опорной ноге, сочетающихся с классическими па и бисерной пальцевой техникой, проступал образ диалога времен, своеобразной игры в классику.
Второе отделение открыл «Свадебный кортеж», вдохновленный еврейскими мотивами финальной части Фортепианного трио № 2 Дмитрия Шостаковича (памяти Ивана Соллертинского) и живописью Марка Шагала. Эта трагическая история о неравном браке и сегодня восхищает богатством пластических характеристик, живописностью поз и жестов. Ритуальный ход кортежа становится символом движения самой жизни, бесконечной дороги, по которой шествуют герои — отчаявшаяся невеста (Юлия Королева), согбенный в мольбе жених-бедняк (Айдар Бикбулатов) и залихватски приплясывающий жених-богач (Раиль Хунафин), почтенный ребе (Степан Королев) и другие.
Сильнейшее впечатление производит финал. На сцене остается лишь бедняк — без шумной свадебной процессии, один на один со своим горем. Молящим жестом он тянется к небу, но тело словно ломается в суставах — непослушные руки и ноги подгибаются, и жалкая фигурка Бедного жениха сникает. Непроизвольно в памяти возникает легендарный образ трагического паяца — фокинского Петрушки с его надломленной пластикой.
Синтез изобразительного искусства и хореографии получил продолжение в цикле «Роден», в котором произведения знаменитого скульптора оживают в телах артистов и их чувственном танце. Особым драматизмом выделялась миниатюра «Минотавр и Нимфа». Нынешним артистам трудно соревноваться с неповторимым дуэтом Аллы Осипенко и Джона Марковского (на снимке) — первыми исполнителями этого номера, однако и Денису Климуку, и Нурии Картамысовой удалось создать убедительные и индивидуально окрашенные образы своих героев.
Минотавр Климука устрашающ. Голова, вдавленная в широкие плечи, неуклюжие руки с растопыренными пальцами, вздыбленная спина, широко расставленные ноги — все это производит впечатление свирепой хтонической силы. В хрупкой, по-детски беззащитной Нимфе Картамысовой отсутствовали свойственные Осипенко протест и страстный отпор насилию. Прерывистые линии ее танца, тело, то трогательно сворачивающееся в клубок, то распрямлявшееся вслед за вскинутыми к небу руками, воспринимались отчаянным криком о помощи. Номер рождал широкий круг ассоциаций — от гибнущей красоты до мучительного конфликта между творцом и сопротивляющимся материалом. Именно на последнем значении настаивал Якобсон.
Проект «Золотая коллекция. Без антракта» предваряет масштабные гастроли труппы в Большом театре, которые пройдут с 31 июля по 7 августа в Москве.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (7209) от 13.07.2022 под заголовком «Опередившие время».