«Лебединое озеро» forever
Во второй половине лета Петербург становится меккой для «Лебединого озера». Спектакль порой идёт одновременно в трёх–четырёх, а то и пяти театрах, как петербургских, так и приезжих. Труппы вступают в соревнование за самую выигрышную версию спектакля. Выбор неслучаен: «Лебединое озеро» — одно из самых фантастических, совершенных и знаменитых творений балетного искусства мира.
Выбор неслучаен: «Лебединое озеро» — одно из самых фантастических, совершенных и знаменитых творений балетного искусства мира.
На Новой сцене Мариинского театра вчера, 3 августа, премьерный балет «Лебединое озеро» станцевали артисты Санкт-Петербургского Театра балета имени Л.Якобсона. Коллектив впервые выступает в Мариинке, и это своего рода прорыв для театра, у которого за время почти полувекового существования никогда не было своей сцены, а только репетиционная база на улице Маяковского.
- Для нас огромная честь и неимоверная ответственность – выступить на столь прославленной сцене, - сказал накануне премьеры художественный руководитель Театра имени Якобсона Андриан Фадеев, в недавнем прошлом премьер Мариинского театра и приглашенный солист многих европейских балетных театров. – Я считаю, что зрителю сегодня одинаково нужны как экспериментальные новаторские постановки (у нас они есть, будут и дальше появляться), так и примеры в чистом виде классического танца, который мы и представили в обновленной версии «Лебединого озера» в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова. Надеемся, что публика, среди которой очень много иностранных гостей, не будет разочарована очередным показом популярного балета.
Так и случилось: аншлаг, восторженный прием, несмолкающие аплодисменты, цветы, много раз выходящие на поклон артисты. Сильная сторона российского балета – передающиеся из поколения в поколение традиции классического танца – в полной мере присуща и Театру имени Якобсона. Хотя еще несколько лет назад театру отводилась некая второстепенная роль в хореографической жизни Петербурга. Но – пришел новый руководитель, вместе с ним возникли более строгие требования к физической форме танцовщиков, тренировкам, репетициям, за пару лет состав труппы обновился на 90 процентов, возник плотный график зарубежных гастролей.
Солисты Алла Бочарова, Дарья Ельмакова, Светлана Смирнова, Артем Пыхачев, Александр Абатуров и Степан Демин блистательно справились со своими партиями. Выигрышно смотрелся кордебалет. Чарующая музыка Петра Чайковского звучала в исполнении оркестра под управлением дирижера Владимира Артемьева проникновенно и выразительно.
Специально для Театра балета им. Л.Якобсона выдающийся театральный художник, лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит» Вячеслав Окунев выполнил оформление и сочинил изящную сценографию спектакля.
- Здесь вроде бы все то же самое, что я видел и раньше, когда смотрел балет в Испании и в Германии, и, возможно, по силе воздействия версии европейских театров не уступают сегодняшней премьере петербургского театра, но вот такого тонкого и очень лиричного, действительно по всей форме классического танца я еще не видел, - отметил по окончании спектакля зритель из Австрии Даниэль Гофман. – Думаю, этот балет на музыку Чайковского имеет еще какое-то особое значение для всех людей – силы зла побеждены, добро и любовь торжествуют.
Спектакли «Лебединого озера» в исполнении Театра имени Л.Якобсона будут идти на Новой сцене Мариинки каждый вечер до 13 августа.
Елена Добрякова, специально для Когита!ру
Из истории создания балета
История «Лебединого озера» началась в 1875 году, когда по заказу Большого театра молодой, но уже ставший известным композитор Петр Ильич Чайковский написал музыку к балету. Чайковский не ставил перед собой революционных задач. Он тщательно изучал балетные партитуры и стремился насытить их музыкальную основу высоким содержанием.
Хореограф Мариус Петипа, который противопоставил «белой королеве лебедей» Одетте ее «черного двойника» — Одиллию, и его помощник Лев Иванов, автор знаменитых «лебединых сцен», впервые ощутили новаторство балетной музыки Чайковского и ее возможность воплощать характеры персонажей в их взаимодействии и развитии. Так была создана новая форма балетного театра — симфонический балет.
Ссылка на оригинал