Искусство выразить себя: Лидия Зернова о Витебске, Якобсоне и конкурсе IFMC
Первый заместитель художественного руководителя – директора Театра «БАЛЕТ ИМЕНИ ЛЕОНИДА ЯКОБСОНА» Лидия ЗЕРНОВА рассказывает о традиционном классическом балете и современном танце, первом впечатлении от Витебска и IFMC, а также выделяет главное, что нужно взять от международного конкурса его участникам.
- Вы впервые в Витебске, а от таких гостей всегда особенно интересно услышать первое впечатление от города и от атмосферы IFMC.
- Прежде всего скажу, что состоялся очень интересный момент. Мы накануне общались с артистами, с организаторами фестиваля, и наши танцовщики отмечают, что фестиваль с такой длительной историей – это на сегодняшний день удивительно! И когда мы осознали, что в этом году IFMC проходит уже в 35-й юбилейный раз, то нам стало ещё интереснее то, как менялся фестиваль с течением времени, как менялся в это время сам мир вокруг, а фестиваль проходил неизменно, менялись и развивались участники. Для меня выглядит захватывающим, насколько IFMC это удивительная история. А что касается самого города Витебска, то в репертуаре нашего Театра есть такое произведение, которое называется «СВАДЕБНЫЙ КОРТЕЖ». Этот спектакль Леонид ЯКОБСОН создал по мотивам произведения Марка ШАГАЛА. Ну а Витебск, как мы знаем, неразрывно связан с ШАГАЛОМ. Леонид ЯКОБСОН действительно черпал вдохновение от очень разных персонажей. Удивительная история, которая связывает наш театр с Витебском.
- Леонид ЯКОБСОН вдохновлялся творчеством Марка ШАГАЛА в 1960-70-е, когда имя художника возвращалось в СССР, скажем так, со скрипом. Что Леонид Вениаминович разглядел в искусстве уроженца Витебска?
- Потому что ЯКОБСОН был хореографом-новатором, который часто делал те вещи, которые не сразу понимались и принимались. Поэтому он сам тянулся к тем идеям, которые в какой-то момент могли показаться спорными, но с другой стороны очень вдохновляли.
- Создание в Ленинграде Театра, который в будущем будет носить имя Леонида ЯКОБСОНА, шло в разрез традиционному искусству. Как думаете, что тогда могло двигать человеком для создания подобного храма искусств?
- Леонид ЯКОБСОН был очень особенным хореографом. И тут прежде всего надо говорить о его личности, а не об историческом контексте. Поскольку ЯКОБСОН стремился быть впереди того времени, в котором жил, хотел работать с личностями и индивидуальностями. И как раз те индивидуальности, с которыми он создавал свои произведения, помогли ему достигнуть очень многого.
- Театр живёт и работает даже спустя много лет после ухода Леонида ЯКОБСОНА. Это говорит о том, что хореограф сумел заложить очень большую основу? Ведь часто бывает так, что уходит творец – рассыпается созданное им искусство…
- Я ещё добавлю, что, если его наследие сохраняется и восстанавливается, это говорит о том, что он человек был очень неординарный. Те личности, которые остались в истории, они особенно ценны.
- Вы – представители классического и академического Театра, в Витебске представлено несколько иное танцевальное искусство. Ваше отношение к нему.
- Я вообще считаю, что современный балет не может существовать без классической основы. И день любого артиста всегда начинается с класса, и результат этой работы всегда отражается на том, что мы видим на сцене. Независимо от стиля и направления, в котором он работает.
- Вам лично интересен современный танец?
- Конечно! И мне кажется, что мир должен быть очень разнообразным в любой сфере. Пусть это будет балет, либо изобразительное искусство. Чем больше стилей и направлений существует – тем больше происходит развития.
- Как вы считаете, в нашем непростом современном мире что движет теми ребятами, которые приходят в такое искусство как современный танец?
- Во-первых, каждый выражает себя так как он считает необходимым. Но главное, что артист балета – это призвание.
- В Витебске в рамках IFMC проходит международный конкурс. Хотя, слова «искусство» и «конкурс» – антонимы. Посоветуйте, как правильно относиться конкурсантам к происходящему?
- Всегда в любом виде искусства присутствует элемент соревнования. Возьмём классический балет, где есть как солисты, так кордебалет. И это отбор. Самые сильные вырываются вперёд. И принцип, по которому здесь сделан конкурс, очень важен, поскольку ребята стремятся вперёд над созданием чего-то нового и максимально выразить себя.