«Дон Кихот» как бомж поневоле
Театр балета им. Якобсона представил громкую премьеру - восстановленного «Дон Кихота» Минкуса - Петипа, но увидеть постановку в северной столице еще хотя бы раз будет непросто
Новый год по-балетному - это «Щелкунчик». Но в Театре балета им. Якобсона, в репертуаре которого, кстати, есть и «Щелкунчик», решили изменить традиции и в канун Нового года выпустили премьеру одного из самых жизнерадостных и «теплых» балетов в мировом репертуаре - «Дон Кихота» Минкуса - Петипа, наполненного солнцем и энергетикой. Что в депрессивном зимнем Петербурге никогда не будет лишним. В постановщики руководитель Театра Якобсона экс-премьер Мариинки Андриан Фадеев пригласил другого экс-премьера - Ковент-Гарден - датчанина Йохана Кобборга, внесшего свои коррективы в хореографию «русского француза» Мариуса Ивановича Петипа, двухсотлетие со дня рождения которого будет отмечаться в следующем году.
Рискнули - и победили
Кстати, сам Кобборг в свое время блистал в этом балете на королевской сцене и даже был признан самым рисковым исполнителем партии Базиля. Рисковал он и соглашаясь поставить «Дон Кихота» в Театре Якобсона. В первую очередь потому, что у театра нет своей сцены, есть только репетиционные помещения. А это значит, что каждый раз спектакль будет идти в новых условиях и каждый раз под них надо будет подстраиваться. Как артистам, так и создателям декораций, которые в данном случае тоже не последние люди в мире искусства, - это театральный художник Жером Каплан и художник по свету Венсан Милле. Поэтому задача создать спектакль, который можно будет показывать на самых разных площадках, не затрачивая при этом титанических усилий, стояла перед ними в первую очередь.
И художники ее выполнили, создав мобильные декорации, в основе которых - мрачноватые гравюры иллюстратора романа Сервантеса - Гюстава Доре, и оживив их яркими красками знойной Испании, предстающей в спектакле во всей красе и при этом нисколько не диссонирующей с зимним настроением. А «рисковый» постановщик не только несколько поменял структуру балета, но даже ввел туда нового персонажа - самого Сервантеса - и поставил новые танцы для Санчо Пансы и других характерных героев. Дон Кихот, правда, так и остается «декоративным элементом» спектакля, главные партии в котором - у влюбленных Китри (София Матюшенская) и Базиля (Кимин Ким). Понятно, что танцевавший когда-то Базиля постановщик уделил этому персонажу максимум внимания, и молодой танцовщик Театра Якобсона демонстрирует просто головокружительные па, граничащие с фантастикой, не переставая при этом улыбаться. К тому же его ярко выраженная восточная внешность вполне вписывается в испанский колорит.
Потеряли «жемчужину»?
Но, несмотря на все новшества и изменения, балет получился абсолютно классическим, петербургским. Таким, каким его видели и сто лет назад, и, будем надеяться, увидят еще через сто лет, - красивым, радостным и праздничным. Проблема только в одном - в том самом отсутствии своей сцены, получить которую в Театре Якобсона даже и не рассчитывают. И существующий в нашем городе уже пятьдесят лет балетный коллектив, названный «жемчужиной культурного пространства страны», вынужден показывать свои постановки на тех петербургских сценах, которые свободны.
Например, премьеру «Дон Кихота», посмотреть которую пришли многие известные личности, показывали в БДТ и Александринском театре. Антураж там, конечно, подходящий, но возможности сцен разные. Поэтому, например, в Александринке не помещавшуюся в импровизированную «оркестровую яму» часть оркестра пришлось буквально «запихнуть» в боковую ложу. И так происходит очень часто. К тому же подходящую свободную сценическую площадку найти в разгар сезона сложно, да и аренда стоит дорого - отсюда высокие цены на билеты. И - бесконечные гастроли.
В родном городе театр выступает в основном летом, когда драмтеатры уходят в отпуск. В результате в общем потоке непонятных балетных коллективов, ориентированных на летнее развлечение туристов, в репертуаре которых порой всего один спектакль - «Лебединое озеро», - Театр балета им. Якобсона теряется, несмотря на то что ему есть что предложить зрителям кроме этого балета Чайковского. Хотя свое «Лебединое озеро» у театра тоже имеется - но оно совсем другого уровня, уровня бренда «русский балет», и в январе, например, театр повезет своих «лебедей» в Японию. Что касается «Дон Кихота», то когда в следующий раз у петербургской публики будет возможность его увидеть - неизвестно.
Анна Ветлинская
Ссылка на оригинал