Андриан Фадеев: «Восстанавливаем работы мастера»
Вечерний Санкт-Петербург
Вячеслав Кочнов
24 августа 2020
Балетная труппа Театра имени Леонида Якобсона – одна из самых ярких и успешных не только в нашем городе, но и в масштабах всего современного мирового академического танца. С 2011 года балетом Якобсона руководит балетмейстер, в недавнем прошлом один из премьеров Мариинского театра Андриан Фадеев. Сегодня он отвечает на вопросы «Вечернего Санкт- Петербурга».
– Когда театр откроет сезон? Какие премьеры можно ожидать?
– Сейчас мы получили возможность вернуться к репетициям и активно готовимся к открытию сезона. Первые выступления на публике пройдут на сцене Александринского театра: 23 и 24 сентября мы представим зрителю балет «Жизель» в хореографии Мариуса Петипа. Работа над премьерным спектаклем балетмейстера Джона Крэнко «Онегин» началась в марте, но нам пришлось прервать работу. Как только откроют границы, мы ее продолжим.
– У вас в репертуаре не так давно появился балет «Пиковая дама», поставленный аргентинским хореографом Иньяки Урлезагой. Как вы обходитесь в этом знаменитом сюжете без слов?
– Артисты балета говорят языком тела. При отсутствии слов, разумеется, есть сложность в передаче текста, особенно если это гениальный текст всем известной повести Пушкина. А уж как передать в пластике сюжет литературного произведения и тем более смысл отдельных афоризмов, зависит от меры понимания задачи и уровня таланта постановщика. Думаю, что наиболее полный ответ на свой вопрос вы сможете получить, только воочию увидев балетную версию «Пиковой дамы», которая была предложена Иньяки Урлезагой. И более того, уверен, что каждый зритель ответит на этот вопрос по-своему.
– Как соотносятся в спектаклях театра классические традиции и новые течения в танце?
– В афише нашего театра присутствуют и классика, и современные постановки, и произведения из наследия основателя нашего театра Леонида Якобсона. Да, есть классические спектакли, которые диктуют определенную манеру исполнения: как их поставили двести лет назад, так мы и сегодня танцуем. В этом заключается смысл выражения «культурное наследие». А в современных постановках автор совершенно свободен в выборе исполнительской стилистики. Вопрос в том, превратятся его новаторские спектакли в шедевры на все времена или продержатся один-два сезона. Но если говорить об исполнителях, то танцовщик, работающий в разных стилях и жанрах, на сцене всегда выглядит более интересным и многогранным.
– Насколько мне известно, вы работаете сейчас над воссозданием хореографических миниатюр Леонида Якобсона. Какие спектакли мы увидим?
– Получив возможность полноценной работы, мы сразу приступили к восстановлению программы балетов Леонида Якобсона «Классицизм – Романтизм» и «Роден». Очевидно, что это реально только при участии бывших солистов «Хореографических миниатюр», творивших под руководством мастера. Они помогают сохранить преемственность традиций, бережно передать эти шедевры из рук в руки. Значение Леонида Якобсона как реформатора танца не только для русской, но и для мировой хореографии неоценимо. Будучи хореографом-революционером, Леонид Якобсон в своем творчестве был безудержно изобретателен и безрассудно смел: он ставил балет на еврейскую тему, в цикле «Роден» впервые раздел танцовщиков, свободно работал во всех жанрах и стилях, ставил свои произведения на «не балетную», в привычном понимании этого слова, музыку… Всем своим существованием в искусстве он утверждал неоспоримую истину: настоящее творчество – это свобода мысли, идеи, а если нет свободы, возникают приспособленчество и узкие рамки, которых у художника быть не должно.
– Вы уже не выходите на сцену, но по-прежнему в прекрасной форме. Как удается ее сохранить? Чем жертвует артист балета ради красоты?
– Дело не в красоте, а в том, что с раннего детства я привык уверенно владеть своим телом, быть в форме. Поэтому постоянно занимаюсь спортом, бегаю, что позволяет мне чувствовать себя комфортно. А профессия танцовщика, если она выбрана по призванию, это образ жизни, не предусматривающий никаких жертв. Либо артист находится в форме и ему не стыдно выходить на сцену, чтобы решать любые задачи, которые ставит хореограф, либо… да второго просто не дано. Для меня это не вопрос жертвы, а вопрос существования в профессии. А моей профессией и образом жизни, несмотря на смену статуса, и сегодня остается балет.
Андриан Гуриевич ФАДЕЕВ
• Родился в Ленинграде 22 октября 1977 года.
• Окончил Академию русского балета имени Вагановой в классе артиста балета народного артиста
СССР Владилена Семенова.
• В 1995 году поступил в труппу балета Мариинского театра, с 1997 года – премьер театра.
• В 2008 году удостоен звания заслуженного артиста Российской Федерации.
• В 2011 году в качестве художественного руководителя возглавил Санкт-Петербургский
государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона.