Андриан Фадеев: «Чтобы желания точно сбылись, мечтать нужно тихо и про себя»
В начале декабря Театр балета имени Леонида Якобсона на сцене БДТ с аншлагом провел премьерные показы легендарного балета «Щелкунчик» в редакции Николая Цискаридзе. Спектакль не оставил публику равнодушной и стал сказочным подарком петербуржцам к новогодним праздникам.
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона – это исключительный художественный коллектив, который является не только гордостью Северной столицы и страны, но и важной частью мировой культуры. Театр может похвастаться своей многолетней историей и с гордостью носит имя своего основателя – выдающегося русского хореографа XX века Леонида Вениаминовича Якобсона (1904–1975 г.г.).
«Культура Петербурга» взяла интервью у руководителя театра - Андриана Фадеева, который и сам является бывшим актером балета. Он поделился с нами своими мыслями о значимости театра, его месте в мировой культуре и планах на будущее.
Андриан Гуриевич с 2011 года является художественным руководителем и директором Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона.
- Уже около 12 лет Вы возглавляете Театр балета им. Леонида Якобсона. Расскажите, как Вам удается совмещать творческую роль худрука и практическую директора? Не мешает ли одно другому?
- Я изначально пришел в театр, где эти две должности – творческая и административная - были соединены. Уверен, что такая форма управления наиболее результативна. В любой организации необходимо единоначалие, а в творческой - особенно. История знает множество примеров, когда художественные коллективы буквально разрывало на части противостояние директора и творческого лидера.
- Что, на Ваш взгляд, является самым сложным в процессе руководства театром?
- Труднее всего собрать сильную рабочую команду единомышленников и потом ее удержать. Однако только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты, а для нас этим показателем являются интересные премьеры и любовь зрителей.
Балет «Блестящий дивертисмент». Произведение поставлено на музыку Михаила Глинки.
- Каждая профессия и должность чему-то учат, как изменились Вы за время руководства театром? Чему научила Вас эта работа?
- Терпению, умению выждать, дать эмоциям улечься, а затем принять верные решения.
- Смотрите ли постановки Театра им. Якобсона из зрительного зала (хотя бы иногда)? И есть ли в балетах из репертуара театра партии, которые Вы всегда мечтали исполнить, но по каким-то причинам не станцевали?
- Спектакли я смотрю всегда, это часть моей работы, итог длинного пути к пониманию того, куда надо двигаться дальше. Это как рубикон, где приходит осознание, что уже сделано, а что еще нужно сделать.
За время артистической карьеры я исполнил множество партий, но всегда жалел о том, что ничего не успел станцевать из наследия Леонида Вениаминовича Якобсона. Каждодневно работая над его постановками, яснее понимаешь величие этого балетмейстера и острее сожалеешь, что он не может видеть, как сегодня развивается созданная им кампания и помочь советом. Отчасти эта потеря искупается работой с приглашенными репетиторами из числа звезд первого состава «Хореографических миниатюр», которые делятся с молодыми артистами опытом общения с наследием великого Якобсона. Благодаря Вере Архиповне Соловьевой и Николаю Александровичу Левицкому, эта связь не прерывается.
- У Вас много наград и титулов: Вы – заслуженный артист России, лауреат «Золотого софита» и ряда международных премий. Где предпочитаете хранить свои награды и какая из них для Вас самая дорогая?
- Все награды традиционно хранятся у мамы, для нее это имеет огромное значение, поскольку успех детей – главный предмет материнской гордости. А самой дорогой наградой я считаю высокую оценку близких, они самые строгие и объективные мои критики.
- Артисты, как правило, люди суеверные, и в каждом театре есть свои традиции и ритуалы. Есть ли такие традиции у Театра им. Якобсона?
- Всегда повторяю: наша главная задача – с честью сохранять уникальное наследие великого новатора танца Леонида Якобсона. А у артистов традиции индивидуальные, у каждого свои, но рассказывать об этом никто не станет, потому что суеверны.
Действие балета «Блестящий дивертисмент» происходит на балу времен Людовика XIV, где всем заправляет мажордом: каждого артиста он церемонно представляет зрителям.
- В начале декабря на основной сцене БДТ была представлена премьера балета «Щелкунчик» в хореографической редакции Николая Цискаридзе. Что привнес мастер в свою версию постановки? В чем ее отличие от культовых «Щелкунчиков», например, Василия Вайнонена или Михаила Шемякина?
- «Щелкунчик» Шемякина – это совсем другой спектакль, остро современный, как по оформлению, так и по хореографии. Я недаром поставил оформление на первое место, потому что это единственный из множества «Щелкунчиков», где декорации и костюмы играют главенствующую роль. Это необычно, но Михаил Шемякин имеет на это право.
Цискаридзе взял за основу канонический спектакль Василия Вайнонена 1934 года, очистив его от позднейших постановочных наслоений. Николай Максимович – человек разносторонних знаний, уникальный профессионал, который провел сложнейшую работу по приведению балетного текста постановки в идеальное состояние. В итоге спектакль обрел первозданную прозрачность, словно под чистым взглядом ребенка, впервые открывающего мир. Когда мы с Фёдором Дмитриевичем Болтиным, главой Комитета по культуре Санкт-Петербурга, обсуждали будущую постановку, у нас не было сомнений, кого пригласить для создания новой редакции – конечно, Николая Цискаридзе! Наши ожидания, к слову, стократно оправдались.
Фёдор Болтин, Николай Цискаридзе и Андриан Фадеев перед заключительным показом «Щелкунчика». Фото: Ирина Иванова.
- В «Щелкунчике» активно использованы современные 3D – эффекты. На Ваш взгляд, современное искусство, даже такое академичное, как балет, теперь уже немыслимо без применения новых технологий?
- В других спектаклях мы без них спокойно обходимся. Просто «Щелкунчик» - это рождественская сказка, где особенно уместны чудеса и волшебство. И новые технологии помогают созданию этой атмосферы сказочных превращений.
«Щелкунчик» в редакции Николая Цискаридзе.
- Весной 2024 года исполнится 120 лет со дня рождения Леонида Вениаминовича Якобсона. Каких сюрпризов ждать публике в честь этой знаменательной даты?
- По традиции мы порадуем зрителя чередой восстановленных спектаклей в хореографии Мастера. Кроме того, поддерживая «Якобсоновскую» идею создания театра, где классика соседствуют со смелым новаторством, мы продолжим работать над современными спектаклями и в феврале выпустим премьеру одноактного балета Вячеслава Самодурова.
- Мне известно, что у Вашего коллектива нет своей сцены, не сдерживает ли это творческий порыв, и не создает ли эта ситуация массу сложностей и неудобств? Нет ли в планах строительства собственного театра?
- Конечно, это непросто как для артистов, так и для постановочной части - кочевать с одной площадки на другую. Но нам грех жаловаться: мы работаем на лучших сценах города и не обделены вниманием публики.
- Искусство сцены привито Вам с детства, смело можно сказать, что у Вас настоящая балетная семья. Ваши жена и мама также являются балеринами. Общая профессия объединяет семью или наоборот – дает повод для лишних споров?
- Профессия танцовщика – это образ жизни, служение. И очень хорошо, когда домашние живут в том же ритме. Тогда уходят многие проблемы и непонимание.
- А пошел ли по Вашим стопам сын? И если нет, то почему? Какую профессию он выбрал?
- Мой старший сын тоже выбрал сцену, но другую форму выражения своей творческой индивидуальности. Он учится в Российском Государственном Институте сценических искусств на актерском факультете, увлекается современной музыкой, а как дальше сложится его карьера – жизнь покажет.
- Перед Новым годом принято загадывать желания. Есть ли у Вас, как у директора и художественного руководителя театра, творческая мечта?
- Конечно, есть! Но чтобы желания точно сбылись, мечтать нужно тихо и про себя.