Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучший балетный спектакль» (2023)
Танцевальное воплощение «Озорных частушек» на сцене Мариинского театра впервые появилось в середине 1960-х: на музыку недавно написанного Родионом Щедриным концерта для оркестра хореограф Леонид Якобсон сочинил миниатюру «Малявинские бабы». Специально ко Дню рождения композитора Театр балета, сегодня носящий имя Леонида Якобсона, подготовил новое хореографическое прочтение этой музыки. Автор нового спектакля – Вячеслав Самодуров. В прошлом премьер балетной труппы Мариинского театра, а ныне один из самых успешных и востребованных российских хореографов, он впервые представляет свою балетмейстерскую работу на сцене родного театра.
В интерпретации музыки Щедрина ключевыми для него стали не фольклорные интонации, которыми насыщена партитура «Озорных частушек», а фактура этого сочинения. Родион Щедрин называет свой концерт «по существу токкатой», то есть виртуозной пьесой в быстром движении и четком ритме, идеальной для демонстрации технических возможностей исполнителей. Ее музыкальная ткань складывается из множества мотивов, в которых возможность сольно «высказаться» получает едва ли не каждый оркестрант. Головоломку такого многоголосья и перекличку многих инструментов Самодуров виртуозно отражает в хореографической композиции. Он придумал, как в череде быстро сменяющихся музыкальных тем найти простор для танцев как солистов, так и кордебалета. «Получился балеталлегро без единого замедления, – говорит хореограф. – Главное у Щедрина – юмор, энергия, напор, и танцовщики их схватили». Танцевальный драйв новой постановки поддерживают дерзкие цветовые контрасты в костюмах и оформлении сцены, выполненном Анастасией Нефёдовой. Ольга Макарова