Спектаклям «Жизель» и «Вечер одноактных балетов» рукоплескала французская публика

С 16 ноября по 5 декабря труппа Театра балета им. Л. Якобсона побывала на гастролях во Франции с классическим балетом «Жизель» и премьерой текущего сезона «Вечер одноактных балетов», в программу которого входит хореографическая композиция «Шопениана», Grand pas из балета «Пахита» и балет «Репетиция».

Всемирно известный фантастический балет «Жизель» на музыку Адольфа Адана, популярное во всем мире творение эпохи балетного романтизма, в репертуаре Театра балета имени Леонида Якобсона сохраняется в редакции Мариуса Петипа и хореографии Жана Коралли и Жюля Перро.

Спектакль «Жизель» был показан в пяти французских городах: 17 ноября в г. Монтобан на сцене Salle Eurythmie, 19 ноября в г. Монт-де-Марсан на сцене Pôle Culturel, 21 и 22 ноября в г. Ле Парви на сцене Tarbes, 1 и 2 декабря в г. Валенсьен на сцене Le Phénix.

27 и 28 декабря в г. Компьень на сцене Théâtre Impérial спектакль «Жизель» был дан в сопровождении симфонического оркестра.

24 ноября в г. Ле Пин Галан на сцене Mérignac и 4 ноября в г. Ле Гавр на сцене Le Volcan театр представил французской публике премьеру — вечер одноактных балетов: хореографическую композицию «Шопениана», Grand pas из балета «Пахита» и балет «Репетиция».

«Вечер одноактных балетов» — это изящный синтез классики и модерна, традиций и новизны, это незыблемость подлинных корней балетного искусства и смелость языка современной хореографии. Программа объединяет две классические балетные постановки, бережно восстановленные педагогами-репетиторами театра, и абсолютно новую работу.

Сценографию всех трех балетов создала театральный художник Ольга Шаишмелашвили. Костюмы ручной работы и живописные декорации изготовлены в лучших петербургских театральных мастерских.

Хореографическая композиция в одном акте «Шопениана» — возобновление созданного в начале ХХ века шедевра Михаила Фокина, вдохновленного сюитой Фредерика Шопена и балетом «Сильфида», в котором блистала легендарная Мария Тальони. В основу стилизации, поставленной для Анны Павловой, легла сказочная история любви воздушной Сильфиды, символа крылатой надежды, к земному юноше. Сам Фокин писал: «Это был танец в стиле Тальони, в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господстсвовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создавать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического... Публика была очарована, и я вместе с ней».

Grand pas из балета «Пахита» в хореографии Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса — реконструкция знаменитого Большого классического па. Премьера балета «Paquita» в хореографии Жозефа Мазилье на музыку Эдуарда Дельдевеза, поставленного по мотивам новеллы Мигеля Сервантеса «Цыганочка», состоялась в парижском «Гранд Опера» в 1846 году. После череды успешных постановок в Европе и в России Мариус Петипа представил новую версию на сцене Мариинского театра: в 1881 году партитуру Дельведеза дополнила музыка Минкуса, и было добавлено несколько танцевальных сцен, среди которых — детская мазурка и grand pas. Балет был неоднократно возобновлен на сценах музыкальных театров Европы и мира, в том числе, Рудольфом Нуреевым для «Ла Скала» и Венской оперы.

По контрасту с классическим наследием Фокина и Петипа, современный одноактный балет «Репетиция» — это яркая экспериментальная работа в жанре острохарактерного гротеска, выполненная в легком комедийном ключе. Премьерный спектакль по мотивам известной кинокартины Федерико Феллини «Репетиция оркестра» поставлен молодым хореографом Константином Кейхелем на музыку Франца Йозефа Гайдна и Константина Чистякова, выполнившего аранжировку и написавшего несколько оригинальных музыкальных фрагментов специально для этой постановки.