Роден и Маяковский встретились

Театр балета имени Леонида Якобсона показал балет «Клоп», несколько сезонов назад выпавший из репертуара труппы.

Огромный зал Александринского театра, где шел спектакль, был переполнен. Такой супераншлаг – свидетельство повышенного интереса не только к конкретному якобсоновскому творению, но и к труппе и ее месту на петербургском балетном олимпе. Путь коллектива весьма непрост, словно Якобсон передал созданному им театру вместе со своим именем и свою нелегкую судьбу.

Главная проблема труппы – подбор репертуара. Чтобы привлечь внимание избалованных петербургских театралов, нужны неординарные решения. Новый художественный руководитель театра Андриан Фадеев, заступивший на пост в прошлом году, выделяет три основных направления развития труппы: постановка классических балетов на высоком художественном уровне, сохранение наследия Якобсона и привлечение к сотрудничеству современных хореографов.

Петербуржцы уже смогли оценить, как осуществляются два пункта из намеченного плана. Андриан Фадеев, в недавнем прошлом блестящий премьер балетной труппы Мариинского театра, танцовщик с мировым именем, приступая на новом месте к обязанностям руководителя, главной задачей счел повышение профессионального уровня исполнения. И результат уже сказался: показанные летом балеты «Лебединое озеро» и «Жизель» произвели хорошее впечатление. Кордебалет в этих сложных спектаклях классического наследия порадовал слаженной, осмысленной работой.

Закрепив успех в классическом репертуаре, труппа принялась за возобновление творений своего основателя. В новой программе была показана очень разная хореография Якобсона: цикл миниатюр «Роден» и одноактный балет «Клоп» на музыку Дмитрия Шостаковича.

Шесть номеров по работам Родена, поставленных Якобсоном почти полвека назад с выдающимися ленинградскими артистами, среди которых Алла Шелест, Нинель Петрова, Алла Осипенко, Игорь Чернышев, Анатолий Нисневич, ныне воспроизводят молодые солисты. Задача трудна: повторить первых исполнителей невозможно, нужно дать собственную трактовку, вникнуть в суть якобсоновской хореографии, понять ее законы и сложный подтекст. Удается это не всем. В «Вечной весне» Яна Черновицкая и Михаил Богомазов, изображая слишком резвых влюбленных, остались далеки от образов Якобсона. Светлана Смирнова и Артем Пыхачев («Поцелуй»), Анна Науменко и Сергей Уманец («Вечный идол»), Елена Подымова («Отчаяние»), Людмила Мизинова и Александр Абатуров («Паоло и Франческа»), Анна Бородулина и Андрей Гудыма («Экстаз») достойно справились с задачей показать разные лики любви, вдохнув жизнь в беломраморные прообразы своих героев.

Балет «Клоп» возобновлен в премьерной редакции 1974 года, воссозданы костюмы и декорации художника Бориса Мессерера. Жанр сатирической комедии всегда был редок на балетной сцене, а в современном театре и вовсе исчез. Уловить ушедшую эпоху, показанную Якобсоном утрированно плакатно, молодым артистам не просто. В спектакле важна роль Владимира Маяковского, «сочиняющего» на глазах зрителей героев своей пьесы. К сожалению, поэт в исполнении Сергея Давыдова пока не стал главной фигурой действа, молодому танцовщику не хватило масштаба и эмоциональности. В центре происходящего оказался Присыпкин. Эта роль стала значительной удачей ведущего солиста труппы Ильи Осипова. Он сумел изобретательно и остроумно воспроизвести необычную гротесковую пластику персонажа – и человека и насекомого. Образ Присыпкина у Осипова получился многогранным: он карикатурен, смешон, а моментами жалок.

Хорошо показала себя и женская часть труппы. Анна Бородулина (Зоя) заставила сопереживать своей несчастной героине. Вульгарными, омерзительными мещанками представили своих персонажей Наталия Злобина (Эльзевира Ренессанс) и Татьяна Духовская (Мамаша Ренессанс).

Приятно видеть, что труппа работает с энтузиазмом, пытается вникнуть в нюансы якобсоновской хореографии. Еще одно достоинство коллектива – точно подобранные амплуа артистов. Успеху во многом содействует кропотливая работа педагогов-репетиторов Татьяны Квасовой, Валентины Сергеевой, Валентины Петровой, Людмилы Путиновой, Николая Пыхачева, Валерия Сергеева, Александра Степина. В прошлом они сами танцевали у Леонида Якобсона и помнят требования и заветы балетмейстера.

Следующим пунктом программы Театра балета имени Леонида Якобсона должно стать освоение новой современной хореографии. На кого будет возложена миссия повести труппу по неизведанному пути – на новичка или на маститого хореографа? Пока неизвестно, но есть все основания полагать, что выбор будет сделан в ближайшее время.

Фото: Ковалева Полина