В пространстве судьбы

В январе 2019 года балетный мир отмечает 115-летие со дня рождения выдающегося хореографа ХХ века, великого экспериментатора и творца Леонида Вениаминовича Якобсона.

Многие современники полагают, что из-за тяжкой необходимости вечно идти «против течения», утверждая право на собственную линию в искусстве, последователь Михаила Фокина Леонид Якобсон не сделал и половины того, на что был способен. Однако в пространстве своей судьбы Якобсон двигался по собственной, им самим выверенной траектории. В поисках нехоженых путей в искусстве его вела поразительная творческая интуиция и неистощимая фантазия прирожденного художника.

«Хореографическая фантазия Леонида Якобсона неистощима, – еще при жизни Мастера писала выдающаяся балерина Татьяна Вечеслова. - По его работам видишь, что пластические возможности человеческого тела поистине беспредельны. Кажется, все подвластно танцу, любое чувство, любая мысль». Творческое наследие Якобсона многообразно и бесценно, но поистине судьбоносной работой Якобсона стал спектакль «Хореографические миниатюры» (1958). Именно «Миниатюры» дали имя первому театру, где Якобсон смог свободно воплощать свои замыслы, во многом определив жанр будущего обширного репертуара, который балетмейстер «сочинил» неслыханно быстро. Бережно восстановленные уже в новейшие времена театра, эти сочинения поныне составляют стержень его афиши.

Почти всю свою жизнь строптивый Якобсон считался «невыездным», а сегодня площадкой для театра его имени, как и мечталось Мастеру, стал весь мир. Не счесть адресов тех прославленных сцен, где за последние годы побывал наш театр с гастролями. Мы и сегодня стараемся соответствовать замыслу Мастера, создавшего некогда «труппу солистов», команду универсальных танцовщиков, способных воплотить художественный замысел любой сложности.

Как и любимый Якобсоном Гойя (хореограф был увлечен идеей постановки по мотивам «Капричос»), великий мечтатель от балета прошел свой «тяжкий путь познания». Бунтарь в искусстве, он не случайно назвал свою единственную книгу «Письма к Новерру» - другому реформатору, свершившему революцию в искусстве танца при дворе короля Людовика XV. Но бунтари меняют мир, и современный балет без творений Якобсона был бы иным. Как иными были бы мы сами. Справедливость этой истины каждым своим спектаклем подтверждает наша молодая «труппа солистов», верная заветам Мастера.