Театр балета им. Л. Якобсона представил премьеру «Вечер одноактных балетов»

Первая премьера 47-го сезона «Вечер одноактных балетов» прошла 28 октября на Основной сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова. Программа вечера объединила две классические постановки, бережно восстановленные педагогами-репетиторами театра, и абсолютно новый спектакль в жанре современной хореографии.

Хореографическая композиция в одном акте «Шопениана» — шедевр Михаила Фокина, поставленный в начале ХХ века. Хореограф, вдохновленный сюитой Фредерика Шопена и балетом «Сильфида», где блистала легендарная Мария Тальони, удивительно тонко и красиво оживил мазурки и прелюды гениального композитора. В основу стилизации, поставленной для Анны Павловой, легла сказочная история любви воздушной Сильфиды, символа крылатой надежды, к земному юноше. Сам Фокин писал: «Это был танец в стиле Тальони, в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создавать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического... Публика была очарована, и я вместе с ней».

Grand pas из балета «Пахита» в постановке Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса — реконструкция знаменитого Большого классического pas. Премьера спектакля в хореографии Жозефа Мазилье на музыку Эдуарда Дельдевеза, созданного по мотивам новеллы Мигеля Сервантеса «Цыганочка», состоялась в парижской «Grand Opéra» в 1846 году. После череды успешных постановок в Европе и в России Мариус Петипа представил новую версию на сцене Мариинского театра: в 1881 году партитуру Дельведеза дополнила музыка Минкуса, было добавлено несколько танцевальных сцен, среди которых детская мазурка и Grand pas. Балет неоднократно возобновлялся на сценах музыкальных театров Европы и мира, в том числе, великим русским танцовщиком Рудольфом Нуреевым для «La Scala» и Венской оперы.

По контрасту с классическим наследием Фокина и Петипа, современный одноактный балет «Репетиция» по мотивам известной кинокартины Федерико Феллини «Репетиция оркестра» создан молодым хореографом Константином Кейхелем на музыку Франца Йозефа Гайдна и Константина Чистякова, выполнившего аранжировку и написавшего несколько оригинальных музыкальных фрагментов специально для этой постановки.

Константин Кейхель, хореограф балета «Репетиция»:
«Идея этой постановки возникла после просмотра кинофильма Федерико Феллини «Репетиция оркестра». Мне показалось интересным создать балет на эту тему, тем более, что вопросы, затронутые в картине, актуальны для любого коллектива: разобщенность, непростые рабочие взаимоотношения, желание доминировать, борьба за автократию…
Конечно, мы не пытались целиком копировать сюжет фильма. Кроме того, у хореографического искусства совершенно иные выразительные средства и возможности. Наша «Репетиция» проходит в условном пространстве, где ведется ремонт. Тема показалась нам злободневной, ведь многие сценические и репетиционные площадки переживают это непростое состояние. Зачастую театры открывают сезон, не закончив строительные работы.
Так и в нашем балете: во время репетиции оркестра ремонтная бригада еще докрашивает стены в помещении, переставляет мебель... Рабочие становятся невольными свидетелями репетиции, в ходе которой музыканты возмущены тем, что им приходится творить в таких жутких условиях, по соседству с ведрами с краской или в темноте, когда в помещении внезапно гаснет свет. Деспотичный и вспыльчивый дирижер недоволен поведением своих подопечных.
Все эти трагикомические события и череда бытовых неурядиц порождают мелкие разногласия среди оркестрантов, каждый из которых, разумеется, мнит себя центральной фигурой. Кульминацией становится взрыв недовольства, которое нарастает среди музыкантов и превращается в настоящий бунт...»