К 90-летию со дня рождения Аскольда Макарова

3 мая — день рождения народного артиста СССР, выдающегося танцовщика, балетмейстера, педагога Аскольда Анатольевича Макарова, лауреата Государственной премии СССР, кавалера ордена Дружбы и ордена Почета, председателя Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга, члена Всемирного клуба петербуржцев.

Аскольд Макаров был легендарным артистом балета, одним из первых исполнителей хореографии Леонида Якобсона, затем его преемником, руководителем созданной им труппы.

С 1943 по 1970 год Макаров танцевал ведущие партии классического и современного репертуара в более чем 30-ти балетах на сцене Ленинградского государственного театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).

В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы создания героического образа в советском балете». Кандидат наук, профессор Аскольд Анатольевич Макаров в 1970-80-е годы вел курс «Классическое и советское наследие» на балетмейстерском отделении Ленинградской консерватории.

Наряду с Мариной Семеновой, Ольгой Лепешинской, Натальей Дудинской, Константином Сергеевым, Аллой Осипенко, Натальей Макаровой и Михаилом Барышниковым Макаров блистал в новаторских спектаклях и миниатюрах Леонида Якобсона «Али-Батыр» («Шурале») (1950), «Спартак» (1956), «Клоп» (1962). Макаров стал первым исполнителем партии Спартака на русской балетной сцене, и сам композитор Арам Хачатурян признавал его «лучшим из Спартаков».

Как отмечала газета «КоммерсантЪ», именно Якобсон заметил и воплотил талант танцовщика в яркие, запоминающиеся образы, которые произвели настоящий фурор на отечественной балетной сцене: «На сцену пешком вышел широкоплечий наивный чудо-богатырь (балет-сказка «Шурале»). Затем — суровый монументальный Спартак (балет-фреска «Спартак»). Рослые, чистые взором, светловолосые немногословные персонажи Макарова вели героическую тему, жадно оцененную официальными идеологами государства, но не имевшую ничего общего со слащавой советской патетикой. А затем Якобсон превратил Макарова в Маяковского (балет-плакат «Клоп»), вдохновенно и с размаху выдумывающего своего Присыпкина прямо на глазах публики. Впечатление было пронзительно-шоковым: в Макарове (не слишком похожем внешне на прототип) признала подлинного «архангела-тяжелоступа» даже Лиля Брик».
(Юлия Яковлева, «КоммерсантЪ - Санкт-Петербург», 26 декабря 2000 г.)

В 1976 году, после смерти Леонида Якобсона, Аскольд Макаров возглавил Ленинградскую балетную труппу «Хореографические миниатюры», ставшую впоследствии Санкт-Петербургским государственным академическим театром балета имени Леонида Якобсона.