Неистребимый «Клоп»

Театр балета имени Леонида Якобсона показал премьеру возобновления балета «Клоп», созданного ровно полвека назад хореографом для Кировского  (ныне–Мариинского) театра.

При жизни гонимый и причисленный к ниспровергателям традиций, Леонид Якобсон был непримиримым бунтарем. В творчестве своем он бесстрашно шел «против течения».Возглавив труппу «Хореографические миниатюры»,всего за несколько лет создал разнообразный и неповторимый репертуар. Его постановки ошеломляли новизной и смелостью мысли, а потому подвергались особо жесткой цензуре и постоянным запретам. Однако  многие сочинения мастера  стали классикой  XX века. Якобсон обидно мало руководил созданным им коллективом, труппой с современным репертуаром и оригинальной творческой программой.

После смерти балетмейстера далеко не все его постановки удалось сохранить. Многое, как говорится, «кануло в Лету». Причиной тому и репертуарная направленность театра  пост-якобсоновского времени, и отсутствие своей  сцены (ее, кстати сказать, нет и доныне – театр вынужден скитаться по разным площадкам города).

Проблема авторского театра, оставшегося без основателя – нелегкая проблема. Особенно, когда дело касается балета, где исполнение, как ни в одном другом виде искусства, зависит от индивидуальности артиста. Одно дело – четкость хореографического рисунка классических постановок XX века, совсем иное  - танец современный, с его поисками новой стилистики. Здесь творчество Якобсона выделяется особенной зыбкостью, «текучестью», порой не поддающихся фиксации, пластических форм. После ухода  из жизни мастера проблема сохранения его наследия решалась по-разному или не решалась вообще.

Чуть больше года назад «у руля» коллектива появился новый молодой и энергичный руководитель – премьер Мариинского театра Андриан Фадеев. В полной мере осознав необходимость возрождения и сохранения шедевров Леонида Якобсона как творческую миссию  театра, он, однако, начал «издалека». Целый сезон  труппа посвятила постановке и «шлифовке» классических спектаклей -  «Лебединого озера» Мариуса Петипа и Льва Иванова, «Щелкунчика» Василия Вайнонена.  И Фадеев не прогадал. Исполнительский уровень коллектива заметно вырос ,в театр пришли новые солисты. На стройность и музыкальность ансамблевых сцен обратили внимание не только петербургские ценители, но и балетные критики Италии, где труппа весной побывала на гастролях.

И после года кропотливой работы над техникой танца  постановки Леонида Якобсона в исполнении артистов театра вдруг зазвучали неожиданно свежо и непринужденно. Большим успехом коллектива в прошлом сезоне стала программа «Возвращение шедевров», куда вошли миниатюры «Вестрис», «Па де труа», «Па де катр» и хореографические композиции по скульптурам Родена.

Нынешний сезон театр открыл премьерой возобновления одного из самых оригинальных спектаклей Якобсона – балетом «Клоп». Его возвращение стало еще  одной творческой  удачей. Казалось бы, и тема не современная (изобличение мещанства времен НЭПа), и присутствие на сцене  поэта Маяковского ,который по ходу спектакля «сочиняет» персонажей, - роль, которая при неумелом воплощении легко может стать ходульной и дидактичной. И невольное сравнение с первыми исполнителями балета – знаменитыми Аскольдом Макаровым (Маяковский), Натальей Макаровой (Зоя), Константином Рассадиным (Присыпкин),и с исполнителями второй редакции, которую Якобсон сочинил спустя 12 лет для труппы «Хореографические миниатюры». Но современные артисты, с уважением к замыслу мастера, без оглядки на авторитеты прошлого, выбрали свой, оказавшийся самым верным, путь. Они разыграли персонажей как карикатуры знаменитых «Окон РОСТА», продемонстрировав не только блестящую технику и выносливость (чего  только стоит сцена свадебного кортежа, тут любой стайер позавидует энергии танцовщиков), но и яркое актерское мастерство. Первым назовем Присыпкина в исполнении Ильи Осипова, которому удалось с большой внутренней свободой, мастерски изменяя  от сцены к сцене  поступь и повадки своего героя, создать образ отъявленного приспособленца. Сбежав из отряда матросов, доведя до самоубийства девушку Зою, став «своим» среди хамов и пошляков, он вожделенно стремится к главной цели – огромной кровати с атласным покрывалом, на которой в итоге будет по–клопиному ползать и копошиться, наслаждаясь завоеванным счастьем. Пластическая палитра артиста кажется беспредельной: его Присыпкин то разухабисто – самодовольный, то ничтожно – липкий, то трусливо – приземистый. Запомнились также и четко очерченные образы, созданные с точным попаданием в стилистику спектакля Сергеем Давыдовым (Маяковский), Анной Бородулиной (Зоя), Наталией Злобиной (Эльвира Ренессанс), Андреем Гудымой (Боксер).

Надо заметить, что возобновление спектакля «Клоп» в Театре балета имени Якобсона стало премьерой почти для всех его сегодняшних  исполнителей. А передавали им спектакль педагоги – артисты, которым довелось  работать с хореографом: Заслуженная артистка России Татьяна Квасова, Заслуженный работник культуры России Николай Пыхачов, Валерий Сергеев ,Заслуженный тренер России Александр Степин.

«Сегодня первоочередная наша задача – возвратить в репертуар как можно больше постановок Якобсона, - поделился планами художественный руководитель театра Андриан Фадеев. – В труппе много талантливой молодежи. Очень важно дать возможность каждому артисту проявить себя, а для этого необходимо расширять репертуар, именно якобсоновский репертуар. Ведь Леонид Якобсон стремился создать театр индивидуальностей, театр солистов. И сегодня, уверенно двигаясь вперед, мы постоянно оглядываемся назад, пытаясь проникнуть в тот или иной замысел балетмейстера, имя которого носит наш театр».