Вне времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона

 

90-летию народной артистки РСФСР Аллы Осипенко посвящается

Уникальная программа выдающегося хореографа ХХ века Леонида Якобсона - это бережно восстановленные знаменитые постановки великого мастера: одноактный балет «Свадебный кортеж», хореографические шедевры из циклов «Роден» и «Классицизм-Романтизм». Премьера была приурочена к 50-летию первой концертной программы, созданной Якобсоном для возглавляемой им труппы, премьера которой с успехом прошла в июне 1971 года.

Театр балета им. Л. Якобсона возвращает в репертуар уникальное творческое наследие художника, который во многом изменил лицо ленинградского-петербургского балета и мирового театра в целом. После длительного перерыва будут представлены миниатюры по роденовским скульптурам, когда-то шокировавшие современников своим эротизмом. С молодыми артистами репетируют педагоги, работавшие под руководством мастера.

«Леонид Якобсон (1904-1975), основатель и худрук труппы "Хореографические миниатюры", известной теперь под его именем, слыл главным смутьяном советского балета. Его идейных опекунов пугала, наверное, непредсказуемость фантазии автора. То вздумает оживлять роденовские скульптуры, одев исполнителей в обтягивающие телесные комбинезоны — а ведь одно дело, когда обнимаются камни, и совсем другое, когда так разнузданно переплетаются живые тела. То в "Свадебном кортеже"— совсем некстати, в разгар мировой кампании за свободный выезд евреев из СССР, — воспроизведет шагаловских местечковых обитателей, и ведь с каким сочувствием! То начнет бороться с мещанством в "Клопе" — как раз тогда, когда охота за чешскими гарнитурами стала особенно актуальной. Немудрено, что репертуар "Хореографических миниатюр" был под особым контролем: хореограф, впервые обзаведясь собственной труппой в 65 лет, прямо-таки фонтанировал идеями и ставил с юношеской неутомимостью.»

Татьяна Кузнецова, «КоммерсантЪ»

«Живи Леонид Якобсон (1904-1975) не в СССР в эпоху идеологически выдержанного искусства, а в ином месте в иное время - столетие со дня его рождения отмечали бы не только профессионалы и продвинутая публика. Но Якобсон творил в такую эпоху, что в энциклопедиях к его профессии "хореограф" добавляют прилагательное "советский". Живя при железном занавесе, он так и остался малоизвестен в мире, хотя значение Якобсона в истории балета не меньше, чем Петипа или Баланчина.»

Майя Крылова, «Независимая газета»

 

 

 

Информация

Хореография Леонида Якобсона
Сценография Валерия Левенталя, народного художника России Вячеслава Окунева
Костюмы народного художника Вячеслава Окунева, Татьяны Ногиновой, Анны Якущенко
Свет Евгения Ганзбурга, Камиля Кутыева

I отделение
Pas de quatre (Музыка В. Беллини)
Pas de deux (Музыка В. – А. Моцарта)
«Секстет» (Музыка В. – А. Моцарта)
Pas de trois (Музыка Д. Россини)
«Полет Тальони» (Музыка В. – А. Моцарта)

II отделение
«Свадебный кортеж» (Музыка Д. Шостаковича)

«Роден»

«Вечная весна» (Музыка К. Дебюсси)
«Поцелуй» (Музыка К. Дебюсси)
«Вечный идол» (Музыка К. Дебюсси)
«Отчаяние» (Музыка С. Прокофьева)
«Экстаз» (Музыка С. Прокофьева)
«Паоло и Франческа» (Музыка А. Берга)
«Минотавр и нимфа» (Музыка А. Берга)