26 / 02 / 2024

Вечная весна Нинели Петровой

15 марта в Эрмитажном театре балетный вечер посвящаем Нинели Петровой. Знаменитой балерине в этот день исполняется 100 лет.


В истории ленинградского балета имя Нинели Александровны Петровой остается символом женственности, нежности, сдержанного благородства. На протяжении четверти века, с 1944 по 1969 годы, она танцевала на сцене Кировского театра. Сценическая судьба, как принято говорить, «нелёгкая, но счастливая», показывает, как много можно сделать в рамках амплуа лирической героини, насколько многогранной, глубокой может быть в балете тема любви. В лице Нинели Петровой находили сходство с мадоннами, которых мы видим на полотнах мастеров Возрождения. Её сценический облик часто называли изысканным, и вместе с тем балерину всегда отличала высшая степень простоты и естественности. Это качество дается немногим – и, как правило, связано со значительностью и зрелостью личности.


Желание стать балериной пришлой к ней в детстве, в возрасте 4 лет. На выпускном спектакле Ленинградского хореографического училища Нинель Петрова танцевала Джульетту – это был одноактный балет, поставленный Леонидом Якобсоном на музыку Чайковского. Язык этого балета выходил за пределы классического канона. Пластика, предвосхитившая последующие творческие поиски хореографа, не испугала юную танцовщицу. И в дальнейшем её пластическая чуткость, отзывчивость помогала с неизменным успехом танцевать как классический репертуар, так и роли, созданные хореографами-современниками. Среди самых дорогих для неё сценических героинь были Жизель, Мария в «Бахчисарайском фонтане», Джульетта в «Ромео и Джульетте» Прокофьева-Лавровского, Дездемона в «Отелло» - его поставил Вахтанг Чабукиани, Нина в балете «Маскарад», созданном по мотивам лермонтовской драмы хореографом Борисом Фенстером.


Сотрудничество с Леонидом Якобсоном, начатое в училище, продолжилось, когда на сцене Кировского театра мастер ставил свой легендарный «Спартак». Фригия Нинели Петровой – любящая подруга героя и гордая душа, не сломленная положением униженной рабыни. Эта роль по праву считается одной из самых совершенных ее работ. А её дуэт со Спартаком – Аскольдом Макаровым – в какой-то мере стал продолжением их реального супружеского союза в жизни.
Были и другие встречи Нинели Петровой с хореографией Леонида Якобсона. Роль Зои в балете «Клоп» едва ли не единственная для неё, где лирика уступает место гротеску. Ошеломляющее впечатление на современников производило её исполнение миниатюры «Вечная весна». «Прозрачная чистота», «свет души, прикоснувшейся к счастью» - это из рецензий того времени. И ещё: «Если в творчестве артиста есть что-то определяющее, то для Нинели Петровой это тема «вечной весны», непреходящей душевной молодости».


Это написано больше полувека назад. Огромное счастье, что сейчас мы вспоминаем эти слова, а танцовщица, которая вызвала их к жизни, по-прежнему среди нас.


На фото слева направо:

  • Нинель Петрова в роли Джульетты («Ромео и Джульетта», 1950), хореография Леонида Якобсона.
  • Нинель Петрова в роли Фригии («Спартак»), хореография Леонида Якобсона.
  • Нинель Петрова и Сергей Викулов в миниатюре «Вечная весна» в хореографии Леонида Якобсона