18 / 09 / 2023 ТЕАТР В ЛИЦАХ

Андрей Сорокин. Философия движения

    Труппа Театра балета имени Леонида Якобсона вернулась к работе после летнего отпуска. К первым спектаклям нового 55-го сезона вместе с коллегами по сцене готовится ведущий солист Андрей Сорокин, который блистательно исполняет главные партии во всех знаковых постановках любимого публикой театра. Особое место в его послужном списке занимает партия Базиля из спектакля «Дон Кихот», которую артист впервые в новом сезоне станцует 9 октября на сцене Александринского театра.

    Слушая овации, которыми неизменно встречала артиста не только петербургская, но и искушенная мировая публика, трудно было предположить, что в балет его привел почти курьезный случай. Девятилетний Андрей ни в какую не соглашался пройти показ в харьковскую балетную школу, и дело решили …пять гривен (а это десять пирожных!), обещанные родителями за послушание. Вот так не задорого будущий кумир балетоманов купил себе счастливый билет в профессию. Потом было знаменитое Пермское хореографическое, работа на известных театральных сценах, ряд весомых профессиональных наград, одна из главных ролей в нашумевшем фильме Валерия Тодоровского «Большой» и, наконец, поступление в балетную труппу, основанную легендарным Якобсоном.

    За семь лет в этих «намоленных» стенах Андрей Сорокин достиг впечатляющих успехов: ведущие партии во всех знаковых спектаклях репертуара: от Зигфрида в «Лебедином» до Принца Дезире в «Спящей» и Принца-Щелкунчика в одноименном балете. Затем были Базиль в спектакле «Дон Кихот» (7 номинаций на премию «Золотая маска»), Кащей в «Жар-птице» и Германн в «Пиковой даме». За исполнение этой партии артист был удостоен Специального приза высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». А до этого получил Молодежную премию Правительства Санкт-Петербурга за блестящее исполнение ролей классического репертуара. Что же позволило артисту так стремительно выдвинуться в число первых солистов труппы?

    «Я знаю, что у меня не самые феноменальные балетные данные, - на мой взгляд, излишне скромно замечает Андрей Сорокин. - Но из своих сильных сторон могу назвать хорошую координацию и любовь к физическим упражнениям. Сложные задачи меня не пугают, а мотивируют. И работая над собой, я всегда верил, что каждая следующая попытка меня приведет к лучшему результату. А еще я много думаю, когда танцую, и уверен, что именно это качество помогло мне стать тем, кто я есть». Слова Андрея звучат в унисон с оценкой, которую дает артисту художественный руководитель театра.

    Напоминая о том, что для достойного существования в профессии танцовщику прежде всего нужна форма, техническое оснащение, заслуженный артист России Андриан Фадеев считает, что у Андрея эти качества бесспорно есть. И, что еще важнее, он каждодневно работает над собой, чтобы идти вперед. Из последних работ Сорокина как выдающееся достижение руководитель театра отмечает его соло в «Озорных частушках», где Андрей «выложился по полной, неутомимо репетировал, выжимая из себя все возможное и невозможное. Этому артисту интересно все: и классика, и современный танец. Он понимает, что развиваться можно, только двигаясь в разных направлениях».

    Именно так и поступает Андрей Сорокин: делая успешную карьеру исполнителя, он получает в магистратуре Вагановки вторую профессию балетного педагога. Раньше хотел заниматься и хореографией, но сейчас понял, что ему есть, что сказать именно в педагогике. Он намерен продвигать новую репетиционную систему, которую сам эффективно использует. «Я понимаю, как работает энергия: где ее набрать, куда ее направить, где она теряется. И вижу разницу в философии хореографии. Есть балетмейстеры, которые берут энергию и просто катают ее по телу. Слава Самодуров (постановщик балета «Озорные частушки» - прим. авт.), наоборот, никогда не прятал работу, не пытался сделать вид, что это легко. Если мастер ставит на то, что умеет артист, он будет получать один и тот же продукт. А я думаю, что ты должен стать для постановщика чистым листом, чтобы он нарисовал то, что ему нужно. Так он и твою хореографическую лексику обогатит, и разовьет свою философию движения».

    Андрей Сорокин умеет учиться у жизни, переплавляя в профессию знания не только из смежных с балетом дисциплин, но даже из простых обыденных ситуаций. Как человек творческого ремесла он, безусловно, верит и в Божий промысел, и в то, что вдохновение дается нам свыше. Но в точный, почти инженерный расчет своих артистических возможностей он верит крепче. Потому что этот его подход уже давно на практике дает видимый художественный результат - точное пластическое воплощение хореографической мысли.


Татьяна ПОЗНЯК